Виды деятельности таможенных органов Российской Федерации
Административная деятельность таможенных органов. Данный вид деятельности таможенных органов, в свою очередь, состоит из следующих функций:
- контрольной;
- фискальной;
- административно-процессуальной;
- учетно-регистрационной;
- нормотворческой;
- информационно-консультативной;
- хозяйственной.
Контрольная функция таможенных органов включает:
- проведение таможенного контроля (п. 7 ст. 358 ТК). В соответствии с п. 1 ст. 11 ТК таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (проверка законности перемещения через границу товаров и транспортных средств, пользования и распоряжения товарами, находящимися на таможенной территории РФ под таможенным контролем, а также проверка соблюдения правил осуществления деятельности в области таможенного дела);
- осуществление валютного контроля (подп. 7 ст. 403 ТК). В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном контроле) таможенные органы являются агентами валютного контроля.
Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки: а) ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства; б) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.
Фискальная функция таможенных органов представляет собой взимание, а в необходимых случаях и принудительное взыскание таможенных платежей (подп. 2 ст. 403 ТК).
Административно-процессуальная функция таможенных органов включает:
- привлечение таможенными органами к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения;
- производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов, нарушающие права граждан и организаций.
Учетно-регистрационная функция. Данная функция реализуется по трем следующим направлениям:
- таможенное оформление товаров и транспортных средств. В данной связи необходимо отличать таможенное оформление вообще (как таможенно-правовой институт, регулируемый нормами подразд. 1 разд. II ТК) и таможенное оформление как функцию таможенных органов (подп. 1 ст. 403 ТК);
- ведение таможенной статистики (подп. 8 ст. 403 ТК, гл. 5 ТК);
- ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. В соответствии со ст. 18, 19 ТК деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей).
Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, ведутся ФТС России (с обязательной публикацией таких Реестров не реже одного раза в три месяца).
Нормотворческая функция. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» на ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Результатами реализации данной функции выступают приказы и распоряжения ФТС России, принимаемые во исполнение положений федеральных законов (в частности, ТК) и отдельных подзаконных документов (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ).
Информационная и консультационная функции (подп. 10 ст. 403 ТК, гл. 4 ТК, § 3 гл. 6 ТК) реализуются по следующим направлениям:
- предоставление информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия);
- информирование о правовых актах в области таможенного дела (ст. 24 ТК РФ);
- консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование осуществляется таможенными органами на безвозмездной основе. Оно является обязанностью таможенных органов: за некачественное исполнение данной функции предусмотрена возможность наступления ответственности (п. 4 ст. 25 ТК РФ);
- принятие предварительных решений. Предварительное решение выделено законодателем в самостоятельный институт (§ 3 гл. 6 ТК).
Хозяйственная функция. Осуществление хозяйственной функции заключается в обеспечении нормальной и бесперебойной работы всей системы таможенных органов. В содержание данной функции входят вопросы финансирования, материального обеспечения, строительства таможенной инфраструктуры: речь идет о надлежащем оборудовании пунктов пропуска через таможенную границу РФ, строительстве досмотровых помещений и площадок, складских помещений и др.
Уголовно-процессуальная деятельность таможенных органов. Содержанием уголовно-процессуальной деятельности является осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК, а также производство неотложных следственных действий по преступлениям, предусмотренным ч. 2–4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ.
Дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Неотложные следственные действия – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Осуществлению уголовно-процессуальной деятельности таможенных органов способствует оперативно-розыскная деятельность.
Научно-исследовательская и образовательная деятельность таможенных органов. В ее структуре важное значение придается:
- вопросам подготовки профессиональных кадров для работы в системе таможенных органов;
- проведению научных исследований по различным отраслям специальных знаний в сфере таможенного дела;
- анализу статистических данных в области внешнеэкономической деятельности;
- вопросам международного таможенного сотрудничества, в том числе с целью обмена опытом с зарубежными таможенными службами;
- вопросам организации и проведения для таможенных целей необходимых товароведческих и иных экспертиз.
Согласно п. 1 ст. 421 ТК ФТС России имеет в своем ведении таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
- Виды экономических преступлений в области таможенного дела
- Участники производства по делу о нарушении таможенных правил
- Производство по делам о нарушениях таможенных правил
- Виды административных правонарушений в области таможенного дела
- Понятие и состав нарушения таможенных правил
- Административная ответственность за нарушения таможенных правил
- Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу