Увеличение присутствия

конце апреля 2005 года еще один крупный госбанк — Внешэкономбанк СССР (ВЭБ) заявил о намерении увеличить свое присутствие на российском финансовом рынке, хотя, преимущественно, в сегменте долгосрочного кредитования, где у него практически не было конкурентов. Руководство ВЭБа внесло на согласование в Правительство и Администрацию Президента РФ концепцию создания национального банка развития с уставным фондом $2,5 млрд.

Как известно, Внешэкономбанк СССР никогда не имел банковской лицензии и занимался банковской деятельностью на сомнительных юридических основаниях — в соответствии с указом Президента Б.Н.Ельцина. Правительство не раз пыталось решить эту юридическую коллизию, но всякий раз безуспешно. По формальным признакам именно ВЭБ являлся самым крупным из российских банков. На его балансе находились российские внешние долги на десятки миллиардов долларов.

В 2004 году объем международных платежей, проходящих через ВЭБ, составил $28,2 млрд; среднегодовой объем ценных бумаг, учитываемых на счетах депо, измерялся суммой $8,3 млрд. Чистая прибыль банка по итогам 2004 года составила 3,54 млрд руб. Однако, если бы Центральный банк решил выдать ВЭБу лицензию, то должен был бы немедленно ее отозвать, поскольку норматив достаточности капитала у ВЭБа был меньше требуемых 2 %.

Концепция реорганизации ВЭБа в какой-то степени опиралась на опыт германского Кrеditаnstаlt fur Wiеdеrаufbаu (КfW), за исключением того, что российский банк являлся агентом правительства по управлению внешним долгом и пенсионными накоплениями граждан. КfW был создан в 1948 году с целью восстановления немецкой экономики и до сих пор имеет уникальный статус, прописанный в отдельном законе, который был скорректирован только в 2001 году.

Так, согласно параграфу 1а этого закона, правительство Германии несет полную ответственность по всем обязательствам КfW. Только один из трех предложенных Правительству вариантов будущего ВЭБа предполагал получение им банковской лицензии. Вопрос, в какой именно форме будет зарегистрирован ВЭБ и так ли уж нужна ему банковская лицензия, должна была решить Государственная Дума.

В конце декабря 2005 г. Президент В.В.Путин поручил Национальному банковскому совету (НБС) рассмотреть вопрос о модернизации госбанков и повышении эффективности участия государства в их капитале. В НБС была создана рабочая группа, которая рассмотрела подготовленный Минфином доклад “О системе государственных банков в РФ”.

В указанном докладе госбанки разделены на четыре группы. В первую группу вошли лидеры банковского сектора — Сбербанк и ВТБ. Во вторую — единственный отраслевой банк в федеральной собственности — Россельхозбанк (РСХБ). Банки, выполняющие специализированные функции — Российский банк развития, Росэксимбанк и Внешэкономбанк, — вошли в третью группу. В четвертую — банки, работающие на основании межправительственных соглашений, — Международный инвестиционный банк, Межгосударственный и Евразийский банки и Международный банк экономического сотрудничества.

Интересно
По предварительным оценкам авторов доклада, полный выход государства из капитала Сбербанка и ВТБ мог бы состояться не ранее, чем через 5–7 лет. До этого Правительство и Центробанк намеревались контролировать оба банка посредством блокирующих пакетов акций. Принципиально важным являлось предложение Минфина о неучастии Правительства и Центрального банка в планируемых дополнительных эмиссиях акций Сбербанка и ВТБ. Такая эмиссия обоим банкам была совершенно необходима.

Сбербанк исторически не отличался качеством капитала (в соотношении с масштабом проводимых им операций и системной ролью в российской банковской системе), на что неоднократно обращали внимание ведущие рейтинговые агентства. Объем допэмиссии акций Сбербанка оценивался в сумму 200 млрд рублей (около $7,6 млрд.).

В результате допэмиссии доля Центрального банка в капитале Сбербанке снижалось примерно на 10 % (с 63,75 % до 53–55 %). ВТБ — некогда самый капитализированный российский банк — начал невероятно масштабную экспансию на всех возможных финансовых рынках, что привело к быстрому росту его активов. Долю Правительства в капитале ВТБ к 2010 г. предлагалось сократить до 51 %, когда уставной капитал банка достигнет 320 — 330 млрд. руб. После этого 49 % капитала ВТБ могло перейти в собственность миноритарных акционеров, включая физических лиц.

В день заседания НБС глава Минэкономразвития Г.О.Греф заявил, что объем допэмиссии Сбербанка составит 198 млрд руб. ($7,6 млрд.), а Министр финансов А.Л.Кудрин в интервью телеканалу Russiа Тоdау рассказал, что IРО ВТБ состоится позже, чем размещение акций Сбербанка, намеченное на февраль 2007 года. Правительство делало особый акцент на то, что акции Сбербанка и ВТБ станут доступны рядовым гражданам со средним достатком.

В банковском и экспертном сообществе идею “народных IРО” сразу оценили, как идею “народного госкапитализма”, потому что размещались акции банков с государственным участием, что в глазах населения являлось их главным конкурентным преимуществом. Минимальный объем заявки на покупку акций ВТБ составлял 30 тыс. рублей. Сбербанк определил цену размещения акций новой эмиссии 89 тыс. руб. за штуку.

При этом 40 % акций Сбербанка, выставленных на продажу, приобретал на правах акционера Центральный банк. Частные лица в сумме подали заявки на акции Сбербанка в объеме 21 млрд. рублей. Прием заявок на покупку акций ВТБ начался 9 апреля 2007 года. Размещение дополнительного выпуска акций ВТБ произошло 14–18 мая 2007 г. От резидентов были поданы заявки на сумму $6 млрд., от нерезидентов — на $50 млрд. Со стороны физических лиц поступило 135 тыс. заявок на 45 млрд. руб., а в итоге оплаченными оказались 129 тыс. заявок на сумму около 39 млрд. руб. ($1,5 млрд.).

27 марта 2007 года Сбербанк официально объявил о результатах размещения. Было размещено 73,9 % от запланированного ранее количества акций на сумму 230,2 млрд рублей. 17 % инвесторов отказались оплачивать заявки.

Основной акционер — Центробанк — приобрел 892,000 акций на сумму 79,4 млрд рублей, снизив свою долю в уставном капитале Сбербанка с 60, 57 % до 57, 6 %. Новыми акционерами Сбербанка стало свыше 30 тыс. физических лиц и 188 юридических лиц.

Увеличение акционерного капитала позволило Сбербанку и ВТБ увеличить объем кредитования, не нарушая существующее нормативы. Всего за один месяц (ноябрь 2007 года) кредитный портфель Сбербанка увеличился с 3573 млрд. руб. до 3912 млрд руб. (на 338,6 млрд руб). Этот рекордный рост был обеспечен, прежде всего, портфелем кредитов юридическим лицам, который увеличился на 312 млрд руб. (на 12 %). Например, крупнейший кредит в Сбербанке размером $500 млн. получила компания Urаls Еnеrgу. Также рекордными выглядят показатели роста корпоративного кредитования другого крупнейшего госбанка — ВТБ. В 2007 г. портфель кредитов ВТБ небанковскому сектору составил 789 млрд. руб.

31 января 2006 года на пресс-конференции для российских и иностранных корреспондентов, Президент В.В.Путин объявил о создании “Российского банка развития” с уставным капиталом, эквивалентным $2.5 млрд. “Деятельность этого банка в совокупности с другими мерами, — сказал он, — будет способствовать продвижению России по инновационному пути”. В России к тому времени банк с аналогичным названием уже существовал.

Это — ОАО “Российский банк развития” (РосБР), образованный на основании Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год” и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 391-р. (лицензия Банка России на осуществление банковских операций N 3340 от 25 января 2000 г.). По состоянию на 1 января 2001 года уставный капитал банка составлял 660,0 млн. и на 100 % принадлежал Российскому фонду федерального имущества (РФФИ).

Интересно
По результатам третьей и четвертой эмиссий (распоряжения Правительства РФ от 26 декабря 2000 года N 1823-р и от 21 мая 2001 года N 704-р) уставный капитал Банка увеличился в 2001 году на 4,0 млрд. руб. и составил на 1 января 2002 года 4,66 млрд. рублей. РосБР являлся агентом российского Правительства по осуществлению инвестиций, в том числе за счет средств бюджета развития, и важнейшим приоритетами его деятельности было кредитование малого бизнеса, следовательно, глава государства имел в виду совсем другой банк, возможно, Внешэкономбанк СССР.

14 ноября 2006 года Президент В.В.Путин провел заседание Президиума Госсовета России, специально посвященного вопросам развития банковской системы России. Открывая заседание, Путин отметил успехи, достигнутые российскими банками. По мнению главы государства, “фактически завершилось формирование структуры финансово-кредитного сектора, начался его стремительный рост”.

Однако на фоне успешного развития сектора — за три с половиной года активы российских банков увеличились почти втрое, в 10,7 раза вырос объем кредитных средств, предоставленных физическим лицам — существует ряд затруднений и проблем, мешающих нормальному социально-экономическому развитию России.

В частности, В.В.Путин отметил низкую вовлеченность граждан страны в финансовые отношения с участием банков. “По-прежнему слабо развита сеть банковских учреждений в регионах, на местах… На каждые сто тысяч жителей в среднем приходится 11 банковских отделений — это в разы меньше, чем в США, Франции, Италии, других странах”, — посетовал он и добавил, что, ситуация, когда более 60 млн. граждан не могут воспользоваться банковскими услугами “абсолютно недопустима”.

Интересно
Президент В.В.Путин высказал ряд соображений по решению этой проблемы, например, по его словам “нужно создать более разнообразную систему оказания финансовых услуг и в этих целях задействовать, например, уже развитую почтовую инфраструктуру”. Он также призвал банки уделять особое внимание работе с рядовыми клиентами, внедрять новые банковские продукты, а также шире информировать людей о сути банковских услуг, “обучать” их правилам взаимодействия с банками.

Еще одна проблема современной банковской системы — недоступность образовательных и ипотечных кредитов. По мнению главы государства, эти социально значимые виды кредитования должны стать более доступными. При этом Президент В.В.Путин подчеркнул необходимость особого подхода к ипотеке и образовательным кредитам: “Ясно, что условия по этому виду заимствований должны существенно отличаться от иных потребительских кредитов”.

По его мнению, образовательный кредит должен быть доступен даже тем молодым людям, у которых “нет еще ни залоговой базы, ни текущих доходов для погашения платежей”, но “найти правильную схему можно, в том числе с частичными гарантиями со стороны государства”.

Говоря о работе банковской системы на уровне государственной экономики, Президент В.В.Путин заявил о необходимости повышения конкурентоспособности банковской системы и укрупнения финансово-кредитных организаций, “имея в виду наши планы по вступлению в ВТО”. По его мнению, повысить конкурентоспособность банков можно за счет увеличения капитализации, что “поможет укрепить кредитоспособность и финансовую устойчивость банковской системы”. Увеличивать капитализацию банков он предложил за счет использования капиталов пенсионных фондов, вовлекая их в ипотечные ценные бумаги.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)