Устойчивость институциональных дизайнов государственного управления и связь с политическими режимами

Монархии и республики довольно разнообразны по своим государственно-политическим режимам. Есть демократические и авторитарные монархии, есть демократические и авторитарные республики. Вместе с тем, в соотношении парламентаризма и президентства не все так неоднозначно, если иметь в виду тенденцию режима и формы правления.

При изучении консолидации демократии выявилось, что власть парламента является значимым моментом укрепления демократического режима, а усиленная власть президента тормозит демократическую консолидацию. Отмечается и то, что политические партии и партийные системы находят больше условий для своего развития в парламентских, а не президентских республиках.

Страны с сильной президентской властью склонны иметь слабую партийную систему и наоборот. Страны с сильным президентством и слабой партийной системой склонны к авторитаризации режима.

Хотя президентских республик больше, чем парламентских, однако по степени плюрализации режимов, их чувствительности к исходным интересам (полиархия) и комбинирован- ному показателю демократичности парламентские устройства власти характеризуются более высокими цифрами.

По уровню демократичности парламентские институциональные режимы почти в два с половиной раза опережают президентские институциональные режимы. Отличаются они и по своей устойчивости. Выше уже отмечалась устойчивость монархий по сравнению с республиками. Президентские демократии менее устойчивы, чем парламентские.

Чем выше степень концентрации власти президента, тем вероятнее конфликт между президентом и парламентом и тем менее устойчивой в этом смысле является система. В то же время президентские системы отличаются меньшей частотой смены правительства. В странах третьего мира президентские режимы более устойчивы, чем парламентские.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)