Условия возникновения рынка

Основные понятия. Рынок — совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотно­ шение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов эко­номических отношений. В состав рынка входят и предпринимате ли, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основные субъекты рыночного хозяйства, как уже говорилось, принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, фирмы (предприниматели) и государство (правительство).

Субъекты рынка связаны между собой потоками спроса и пред ложения через рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов. Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и фирмы, и государственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной орга­низации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного по­требления, вы являетесь членами домашнего хозяйства.

Современная рыночная экономика — это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валют­ных рынков и др. Условия возникновения рынка. Для возникновения и существо­ вания рынка должны быть соблюдены определенные условия.

Наличие общественного разделения труда и специализации. Об­щественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализа­цию в производстве тех или иных благ и услуг.

Специализация, в свою очередь, как в рамках отдельного пред­приятия, так и в международных масштабах, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью проиводить продукцию с относительно меньшими альтернативными издержками.

Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. При этом адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.

Например, кто станет специализироваться на выращивании картофеля с целью последующего его обмена на другую необходимую продук­цию, если:

  • по закону земельный участок в любое время может быть кон­фискован в пользу государства или других лиц;
  • производитель картофеля лишен права на доход (должен бес­платно сдавать продукцию государству);
  • не существует права продажи, наследования земельного уча­стка и т.д.

Конечно, можно заставить производить картофель силой, путем принуждения, но тогда мы не сможем говорить о рынке, ибо перед нами будет пример командно-административной системы. Приемлемая величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки — это издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (поиск инфор­мации о ценах, издержки заключения хозяйственного договора, контроль за его исполнением и т.д.); они определяют условия и
границы рыночной деятельности.

Свободный обмен ресурсами. Только свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Классификация рынков. Понятие «рынок» в данном случае ис­пользуется с понятием «товарный». Под товарным рынком понимается сфера реализации конкрет­ного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера. Например, рынок музыкальных инструментов и рынок аккордеонов, рынок одежды и рынок легкого платья.

Товарные рынки разнообразны. Нет двух одинаковых рынков. Любой предприниматель должен знать классификацию рынков для выбора подходящего рынка и определения особенностей своей работы на нем.

Существует множество различных признаков классификации товарных рынков. Использование тех или иных признаков зависит от целей исследования. Отметим наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для нужд практического исследования рынка.

Классификация стран по структуре хозяйства:

  • страны с натуральным хозяйством;
  • страны — экспортеры сырья;
  • промышленно развивающиеся страны;
  • промышленно развитые страны.

Структура хозяйства страны определяет интенсивность спроса на сырье, материалы, машины и оборудование. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами промышленных товаров, они имеют емкие рынки для сбыта новых товаров. Рынки стран с экономикой типа натурального хо­зяйства не привлекательны для экспортеров. Страны — экспортеры сырья богаты природными ресурсами, их рынки открыты для сбыта горнодобывающего оборудования, сельскохозяйственных м шин, инструментов, автотранспорта.

Классификация рынков по территориальному охвату:

  • внутренний (товарный обмен внутри пределов границ госу­дарства);
  • национальный (кроме внутренних операций осуществляются и внешнеторговые операции);
  • мировой (совокупность национальных рынков, на которых осуществляются как внутриторговые, так и внешнеторговые опе­рации).

На большинстве мировых рынков можно выделить два основных рыночных сектора — открытый и закрытый.

Закрытый рынок — это товарный рынок, на котором про­давцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими сугубо коммерческого характера. На таком рынке преобладают различные формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.

Открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость от­ношений между ними. Для такого рынка характерно заключение краткосрочных сделок в основном на бирже, имеются значительные колебания цен.

Классификация рынков по товарно-отраслевой детализации:

  • машины и оборудование;
  • минеральное сырье и топливо;
  • сельскохозяйственное сырье, продовольственные и лесные товары.

Классификация стран и ресурсов по уровню доходов и характеру их распределения:

  • с низким уровнем доходов (очень низким и преимущественно низким);
  • очень высоким уровнем доходов;
  • низким, средним и высоким уровнем доходов;
  • преимущественно средним уровнем доходов.

Классификация рынков товаров по сфере общественного произ­водства:

  • материальное производство (сырье, продовольствие, маши­ны, оборудование);
  • духовное производство (достижения науки, искусства и т.д.).

Классификация рынков по характеру конечного назначения то­варов:

  • потребительское;
  • производственное.

Специфика исследования рынков товаров потребительского назначения связана с тем, что эти товары рассчитаны на множество индивидуальных потребителей; большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, желаний, поведения потребителей.

Характерной особенностью товаров производственного назначения является их тесная связь с производственным процессом. Особое внимание в исследовании подобных рынков уделяется изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и произво­дителей товара.

Классификация рынков по срокам пользования товаров:

  • товары длительного пользования;
  • товары среднего срока пользования;
  • товары краткосрочного (одноразового) пользования.

Специфика такой классификации товаров особенно важна для процесса реализации продукции, поэтому при исследовании этих рынков особое внимание уделяется изучению наиболее эффек­тивных методов сбыта и распределения конкретных товаров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)