Условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно

Рассмотрим условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно:

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
  4. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  5. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Анализ деятельности современного учителя позволяет назвать три основных направления, в которых учитель может осуществлять процесс самообразования.

Направление первое (обусловленное типичными профессионально-педагогическими задачами). Стремление к самообразованию может вызвать у учителя желание преодолеть трудности, с которыми он сталкивается в своей повседневной работе.

В рамках первого направления можно рассматривать те проблемы, решение которых (в том деле и за счет самообразования) позволит быть хорошим учителем, оптироваться к условиям школы, особенностям педагогической деятельности.

Направление второе (обусловленное современными особенностями работы учителя). Диверсификация процесса образования, использование различных образовательных технологий требует наращивания собственного опыта в этом направлении.

Современные тенденции развития системы образования привели к тому, что в последние годы идет интенсивный процесс обновления содержания образования, осуществляется переход от унитарного к вариативному образованию.

Школы, самостоятельно разрабатывая образовательные программы, выбирают цели, стратегию своего развития и методы работы. Перед учителями встает проблема выбора педагогических концепций, технологий, методик, учебников. На решение этой проблемы и направлено самообразование.

Направление третье (обусловленное индивидуальными особенностями каждого учителя). Каждый учитель – индивидуальность. А это означает, что у каждого учителя может появиться свой неповторимый интерес в рамках профессиональной деятельности, та проблема, которую решить интересно, а главное, важно для себя самого. У учителя появляется «своя тема».

Интересно
Важное значение имеет полноценная информационная поддержка самообразования учителей посредством установления контактов с единомышленниками и организации общения и обмена опытом с помощью современных компьютерных технологий.

Учителя имеют возможность получать по электронной почте информацию о выставках и об олимпиадах, о новых нормативных документах и книгах. В сети проводится обмен методическими материалами, организуются дискуссии по самым разным вопросам методического плана.

Несмотря на многообразие перечисленных возможностей интернет-технологий для самообразования учителя, перечень навыков, которые необходимо иметь учителю для активного их использования, минимален.

Их всего четыре: поиск информации в сети, работа с электронной почтой, общение в реальном режиме времени, предоставление собственной информации в виде веб-документов и ее размещение в сети.

Одной из форм информационного сопровождения самообразования учителя может выступать создание информационных центров в образовательных учреждениях. Основными задачами функционирования информационного центра являются задачи организации, перераспределения и управления информационными потоками как внутри учреждения, так и за его пределами.

Одним из способов самообразования является исследовательская деятельность учителя, выполнение научно-исследовательских проектов, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, участие в подготовке новых учебников, методических рекомендаций.

В педагогической практике выделяют четыре уровня самообразования) (А.А. Глинский):

  1. Первый (низкий уровень): спонтанное, несистемное самообразование, часто под влиянием внешних причин.
  2. Второй (средний уровень): ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, удовлетворение своих познавательных потребностей.
  3. Третий (высокий уровень): целенаправленное и систематическое самообразование.
  4. Четвертый (наивысший уровень): самообразование превращается в постоянную жизненную потребность и носит исследовательский характер.

Уровень самообразования каждого отдельного педагога, профессионализм педагогических кадров образовательного учреждения выступает одним из главных условий повышения качества образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)