Условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно
Рассмотрим условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Анализ деятельности современного учителя позволяет назвать три основных направления, в которых учитель может осуществлять процесс самообразования.
Направление первое (обусловленное типичными профессионально-педагогическими задачами). Стремление к самообразованию может вызвать у учителя желание преодолеть трудности, с которыми он сталкивается в своей повседневной работе.
Направление второе (обусловленное современными особенностями работы учителя). Диверсификация процесса образования, использование различных образовательных технологий требует наращивания собственного опыта в этом направлении.
Современные тенденции развития системы образования привели к тому, что в последние годы идет интенсивный процесс обновления содержания образования, осуществляется переход от унитарного к вариативному образованию.
Школы, самостоятельно разрабатывая образовательные программы, выбирают цели, стратегию своего развития и методы работы. Перед учителями встает проблема выбора педагогических концепций, технологий, методик, учебников. На решение этой проблемы и направлено самообразование.Направление третье (обусловленное индивидуальными особенностями каждого учителя). Каждый учитель – индивидуальность. А это означает, что у каждого учителя может появиться свой неповторимый интерес в рамках профессиональной деятельности, та проблема, которую решить интересно, а главное, важно для себя самого. У учителя появляется «своя тема».
Учителя имеют возможность получать по электронной почте информацию о выставках и об олимпиадах, о новых нормативных документах и книгах. В сети проводится обмен методическими материалами, организуются дискуссии по самым разным вопросам методического плана.
Несмотря на многообразие перечисленных возможностей интернет-технологий для самообразования учителя, перечень навыков, которые необходимо иметь учителю для активного их использования, минимален.
Одной из форм информационного сопровождения самообразования учителя может выступать создание информационных центров в образовательных учреждениях. Основными задачами функционирования информационного центра являются задачи организации, перераспределения и управления информационными потоками как внутри учреждения, так и за его пределами.
Одним из способов самообразования является исследовательская деятельность учителя, выполнение научно-исследовательских проектов, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, участие в подготовке новых учебников, методических рекомендаций.
В педагогической практике выделяют четыре уровня самообразования) (А.А. Глинский):
- Первый (низкий уровень): спонтанное, несистемное самообразование, часто под влиянием внешних причин.
- Второй (средний уровень): ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, удовлетворение своих познавательных потребностей.
- Третий (высокий уровень): целенаправленное и систематическое самообразование.
- Четвертый (наивысший уровень): самообразование превращается в постоянную жизненную потребность и носит исследовательский характер.
Уровень самообразования каждого отдельного педагога, профессионализм педагогических кадров образовательного учреждения выступает одним из главных условий повышения качества образования.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу