Управление современной школой, функции внутришкольного управления

Государственное управление в сфере образования осуществляют в соответствии с Кодексом РБ об образовании Президент РБ, Правительство РБ, государственные органы, подчиненные и(или) подотчетные Президенту РБ, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы госуправления, иные госорганизации, подчиненные Правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий.

Интересно
Контроль в сфере общего среднего образования, координацию деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования осуществляет Министерство образования Республики Беларусь.

Непосредственное управление школой или внутришкольное управление строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Внутришкольное управление – это целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы (М.М. Поташник).

Непосредственное руководство школой осуществляет ее руководитель (директор). В любом общеобразовательном учреждении создается педагогический совет из числа педагогических работников данного учреждение Педагогический совет является коллегиальным органом, который рассматривает вопросы организации образовательного процесса, определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска учащихся, повышения качества образования, профессионального уровня педагогических работников и др. Положение о педагогическом совете утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Высшим органом самоуправления школой выступает совет школы, который формируется из педагогических работников, учащихся и их законных представителей.

В состав совета школы могут входить представители общественных объединений, органов государственного управления в сфере образования. Кроме того, могут создаваться иные органы самоуправления, например, попечительский совет, родительский комитет.

Внутришкольное управление рассматривают как разновидность самоуправления, так как современная школа является автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое являются составными частями системы внутришкольного управления.

В направлении оптимизации управления школой важно не нарушать требования теории оптимального управления:

  1. Механизм управления должен соответствовать возможностям субъекта и сложности объекта.
  2. Наличие хорошо отработанной обратной связи.
  3. Наличие резервов (кадровых, материальных, финансовых, временных и др.), которые обеспечивают возможность коррекции всех управленческих функций с целью достижения их оптимального осуществления в ходе самой деятельности.
  4. Правильный выбор критериев оценки эффективности управления.
  5. Учет человеческого фактора в управлении школой. Практика работы показывает, что формальное соблюдение всех требований и правил не приносит оптимального конечного результата, если управляющая система исходит не из реального, а из идеального образа учителя, управленца, не учитывает реальных возможностей, способностей, сильных и слабых сторон людей, их пола, возраста, семейного положения и т.д.

Несоблюдение общих требований теории оптимального управления приводит к ошибкам в управленческой деятельности, которые можно свести к трем типичным:

  1. Воем в технологии управления называется ситуация, когда руководитель делает то, что не соответствует намеченному плану.
  2. Рассогласование — руководитель делает все то, что соответствует плану, но не вовремя, с опозданием.
  3. Дефект – делается то, что соответствует плану и вовремя, но конечные результаты не соответствуют поставленным целям.

К основным функциям внутришкольного управления, которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе, относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация и контроль.

Функция мотивации. Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса выполняли работу согласно делегированным им полномочиям.

Для включения в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать неформальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы.

С целью актуализации мотива самовыражения необходимо создавать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении инновационных проектов, поощрять инициативу.

Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь руководителя; личный пример компетентности, активности, честности, справедливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспитательного процесса.

Интересно
Педагогический анализ является основой управленческой деятельности. В структуре управленческого цикла педагогический анализ занимает особое место, с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл.

Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, потому что остальные звенья управленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование) не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Под педагогическим анализом понимается функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы или переводу ее в более высокое качественное состояние (Ю.А. Конаржевский).

В управленческой деятельности выделяют такие виды анализа, как:

  • аспектный анализ, который направлен на изучение какого-либо одного аспекта образовательной деятельности (например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся;
  • изучение системы работы учителя по проверке домашнего задания;
  • изучение особенностей групповой работы учащихся на уроке и т.п.);
  • краткий анализ – предполагает общее изучение образовательной деятельности;
  • развернутый анализ – направлен на детальное выделение и обсуждение всех компонентов образовательного процесса (например, определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку и др.);
  • параметрический анализ.

Содержанием этого вида анализа является изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса (изучение текущей успеваемости, дисциплины учащихся, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.);тематический анализ.

Содержанием данного анализа является изучение отдельных направлений образовательно-воспитательного процесса (например, системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.); итоговый анализ.

Проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года. Итоговый анализ направлен на изучение основных результатов образовательно-воспитательной деятельности, предпосылок и условий их достижения.

Информация складывается из данных параметрического и тематического анализов; четвертных, полугодовых контрольных работ; из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления, например:

  • качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы;
  • выполнение образовательных программ и государственных стандартов;
  • использование активных форм и методов обучения;
  • реализация воспитательного потенциала урока;
  • развитие индивидуальных задатков и способностей личности;
  • соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;
  • качество знаний, умений, навыков учащихся – объем, глубина, системность, прочность, осознанность;
  • типичные пробелы в знаниях учащихся и причины их появления;
  • компьютерная грамотность учащихся;
  • степень развития познавательных интересов;
  • уровень воспитанности школьников;
  • состояние и качество методической работы в школе;
  • эффективность работы с родителями и общественностью;
  • состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;
  • результативность деятельности Совета школы, педагогического
    совета и др.

Проведение объективного, глубокого, итогового анализа служит основой для разработки плана работы школы на новый учебный год.

Функция целеполагания заключается в формировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы на пути к этому результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней.

Одним из неизменных признаков, на который указывают при определении цели, является образ будущего результата, который может быть представлен либо в виде образов и моделей, либо в виде понятий, суждений, умозаключений. Образ будущего результата становится целью тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему. Таким образом, цель – это осознанный желаемый результат.

Следующей функцией внутришкольного управления является планирование. Планирование в управлении школой – это принятие решения на основе данных педагогического анализа.

Планирование должно отвечать определенным требованиям:

  • единство целевой установки и условий реализации;
  • единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
  • осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;
  • обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
  • стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;
  • целенаправленность – учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций;
  • перспективность (предусматривает направления деятельности школы на будущее);
  • комплексность – использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;
  • объективность – учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов.

В практике работы школ распространены следующие виды планирования:

  • перспективный план развития школы на пять лет;
  • ежегодный годовой план школы;
  • графический план организационной, методической и внеклассной работы (выписка из годового плана, например, на четверть);
  • план-график внутришкольного контроля;
  • планы общественных организаций.

Важной функцией внутришкольного управления является функция организации деятельности. Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности.

Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:

  • предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;
  • отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности;
  • соотнесение их с реальными условиями и возможностями исполнителей;
  • мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;
  • обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;
  • оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;
  • выбор форм стимулирования участников деятельности;
  • оценка хода и результатов конкретного дела.
В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая кулыура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Завершающей ф ункцией внутришкольного управления является контроль. Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся личности учащегося и общегосударственным требованиям (нормативам).

Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В данном случае контроль выполняет функцию обратной связи между управляющей системой и объектами управления (подсистемами) школы.

В задачи внутришкольного контроля входит также формирование базы данных для оценки работы участников образовательного процесса и повышения качества их деятельности. Кроме того, в процессе реализации контролирующей функции появляется возможность выявления передового опыта педагогической и управленческой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)