Требования, функции и правила принципа преемственности

Принцип преемственности выдвигает требование единого подхода преподавателей к организации всех видов занятий и выполнению различных видов работ: лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, расчетно-графических работ, курсовых и дипломных проектов, зачетов, экзаменов, межсессионному контролю самостоятельной работы и т. п.

Необходимым условием успешной реализации преемственности действий любого педагогического коллектива является достаточно высокий уровень психолого-педагогической подготовки всех его преподавателей.

Преемственность в пределах освоения одного предмета подразумевает систематическое и последовательное изучение теоретического материала этой дисциплины, его тесную взаимосвязь и синхронизацию с содержанием лабораторных и практических занятий, с внеучебной работой учащихся и студентов, т. е. обеспечение преемственности между отдельными этапами любого занятия.

Эффективность и действенность соблюдения принципа преемственности в вузе в значительной степени зависит от единства действий в системе «преподаватель – кафедра – ректорат»; от уровня общественной, научно-исследовательской, культурно-массовой работы; от производственного окружения вуза, уровня его материально-технического оснащения и т. п.

В реализации требований принципа преемственности необходимо учитывать уровень предшествующей подготовки учащихся и студентов, их индивидуальные, психологические и физиологические особенности, творческие способности. Итак, принцип преемственности соответствует критерию «универсальность».

Если же принцип преемственности отвечает критерию самостоятельности, то ему должны быть присущи специфические функции и требования к организации процесса обучения.

Каковы же специфические функции принципа преемственности?

В общем плане их можно разделить на методологические (систематизирующая, динамическая, конструктивная, интегративная), относящиеся к теории организации процесса обучения, и регулятивные (структурно-содержательная, субординативная координирующая), отражающие вопросы практики его реализации.

Систематизирующая функция обеспечивает способность принципа быть основным логическим узлом в развитии теории процесса обучения и формулировки дидактических правил и положений.

Динамическая функция отражает закономерности динамики и диалектики педагогического процесса. Конструктивная функция состоит в том, чтобы соединить три педагогических измерения: прошлое, настоящее и будущее в их взаимодействии.

Интегративная функция заключается в обеспечении целостности учебно-воспитательного процесса и его результатов.

Эти важные функции, необходимость реализации которых особенно остро поставлена сегодня перед педагогической наукой, требуют соответственного построения регулятивных механизмов принципа преемственности.

Интересно
Структурно-содержательная функция отражает направленность изменений структуры содержания обучения с целью обеспечения условий достижения целостности результатов его развития.

Субординативная функция связана с иерархической подчиненностью компонентов педагогической системы, изменением характера взаимосвязей между ними, дает представление о различных вариантах построения взаимодействия преподавания и учения.

Координирующая функция выражается во взаимодействии деятельности преподавателей различных дисциплин, семьи, общественности и трудовых коллективов.

Сущность принципа будет раскрыта не полностью, если не остановиться на характеристике требований принципа преемственности, соблюдение которых обеспечивает его выполнение.

Конкретизация же того, как следует действовать для выполнения этих требований, формулируется в правилах принципа, которые устанавливаются не только для преподавателей, но и для учащихся.

Они являются важной составной частью принципа, определяющей стратегию и тактику преподавания и учения.

К требованиям принципа преемственности в обучении, на наш взгляд, следует отнести следующее:

  • планирование содержания обучения молодежи должно исходить не только из задач овладения опытом предшествующих поколений, но и заданными обществом качествами и видами деятельности рабочего и специалиста, ориентированными на предвидимое будущее;
  • структура учебных планов должна обеспечивать условия, когда потребность молодежи в знаниях опережала бы процесс их приобретения: виткообразное развитие трудовой и профессиональной подготовки одновременно и во взаимодействии с общим образованием;
  • обеспечение тематического и хронологического согласования программ смежных курсов;
  • выделение главных «сквозных» направлений учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих всестороннее и гармоническое развитие личности в системе «школа – профессиональное учебное заведение – производство»;
  • накопление данных, отражающих уровень сформированности и динамику изменения личностных и профессиональных качеств учащейся молодежи;
  • выявление наличия и ликвидация «кризисных» ситуаций в формировании личности учащихся, акцентирование внимания на учащихся с неблагоприятными для организации занятий качествами;
  • выявление в личности учащихся положительных качеств и способствование их дальнейшему развитию;
  • оптимальный выбор и целесообразное сочетание методов, форм и средств формирования знаний, умений и качеств учащихся;
  • соблюдение единства педагогических действий;
  • поэтапное развитие субъективной и сознательной роли учащихся в процессе обучения;
  • создание условий для непрерывного использования и развития усвоенных учащимися понятий и их систем в процессе учебной и производственной деятельности.

Перечень требований, несомненно, может быть продолжен и изменяться в зависимости от характера взаимосвязываемых педагогических явлений. Это же касается и правил реализации принципа преемственности.

В соответствии с требованиями принципа преемственности можно определить общие операционные правила его реализации.

Для этого преподавателям необходимо выполнить следующее:

  • скоординировать программу поэтапного формирования гармонически развитой личности на основе интегративных, стержневых качеств и видов деятельности в соответствии с социальным заказом;
  • выделить основные этапы формирования личности, ее качеств и видов деятельности, поворотные точки ее развития;
  • установить исходный и верхний уровни формируемого качества или вида деятельности;
  • выявить противоречия между предстоящими перспективами развития личности и ее настоящим состоянием;
  • проанализировать состояние настроя личности на сознательное соучастие в выполнении предстоящего перехода к новой стадии развития;
  • в процессе изучения конкретной дисциплины выделить основные структурные элементы курса, раздела, темы, предстоящие усвоению (факты, понятия, закономерности);
  • актуализировать в сознании учащихся ранее сложившиеся базисные понятия и способы действия;
  • выбрать оптимальное сочетание методов, форм и средств обучения, на основе которых осуществить перевод учащихся с исходного до установленного уровня;
  • установить связь между изучаемыми понятиями и предшествующими знаниями и умениями;
  • вновь сформированные понятия включить в действие, шире использовать в процессе формирования новых понятий и решения задач.

Выполнение определенных правил учащимися способствует реализации преемственности в учении.

Для успешного решения этой проблемы учащимся необходимо:

  • вырабатывать установку на сознательное жизненное и профессиональное самоопределение;
  • видеть перспективу развертывания процесса учения;
  • иметь представление о месте и роли каждой дисциплины и видов деятельности в собственном развитии и становлении;
  • способствовать перерастанию сознательного отношения к учению в сознательное соучастие в учебно-воспитательном процессе;
  • определить существо затруднений, испытываемых при соучастии в разрешении противоречий учебно-воспитательного процесса;
  • видеть свои слабые и сильные стороны, непрерывно развивать свою активную внутреннюю позицию;
  • выявлять недостатки в своих знаниях и уметь устранять их;
  • уметь находить опору в ранее приобретенных знаниях и связывать их с вновь приобретаемыми.

Докажем теперь соответствие принципа преемственности одному из наиболее важных критериев – способности обеспечивать целостный процесс обучения. Очевидно, что главным системообразующим фактором в учебном плане любого профессионального учебного заведения является его профиль, специальность.

Поэтому учебный план должен представлять собой не механическую сумму слагающих его дисциплин, а их органическое единство и целостность.

Как этого добиться, сохранив теоретическую и политехническую значимость каждой дисциплины общетеоретического и общепрофессионального циклов и в то же время обеспечив их тесную взаимосвязь со специальностью, их профессиональную направленность?

При решении этого вопроса необходимо исходить из структуры, присущей каждому учебному предмету. Каждой фундаментальной дисциплине свойственно сравнительно медленно изменяющееся ядро и быстро деформирующаяся оболочка.

Ядро любого курса в профессиональном учебном заведении должно обладать относительной стабильностью и подвергаться изменениям не на почве меняющейся методической или организационной конъюнктуры, а только в зависимости от процесса развития теории в самой науке.

Зато подбор тех или иных фактов, на фоне которых идет изложение теоретически важного материала, а тем более прикладной материал, вполне допускает некоторые вариации в интересах профессиональной направленности курса и осуществления межпредметных связей.

Профилирование любого теоретического или общепрофессионального курса целесообразно лишь в пределах компонентов, включающих фактический и прикладной материал.

В учебном процессе необходимо руководствоваться единством централизации и автономии составляющих его компонентов. Система в целом выражает единство главных задач и действий всех его компонентов.

В этом смысле между ними должны существовать взаимосвязь и координация. С другой стороны, каждый компонент образования должен обладать относительной самостоятельностью в решении своих внутренних задач, иметь собственную структуру, содержание, свои цели и задачи.

Для единства централизации и автономии важна следующая закономерность: функция единой интегративной системы больше, чем сумма функций, ее составляющих (эмерджентность).

В этом, собственно, и заключается такая важная функция принципа преемственности, как способность порождать новые (целостные) свойства процесса: продукт реализованной взаимосвязи больше суммы продуктов взаимосвязываемых элементов.

Связь основ наук с профессиональным обучением должна решаться в плане единства их централизации и автономии.

При определяющей роли специальности связь между общетеоретическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами должна осуществляться так, чтобы ни один из этих компонентов не попадал в подчинение к другому.

Каждый из них, испытывая влияние смежных компонентов, должен сохранять свою самостоятельность и своеобразие, иметь свою логическую систему, связанную с системами и последовательностью раскрытия содержания в других составных частях обучения.

Итак, как доказано, преемственность отвечает ряду конкретных критериев, предъявляемых к дидактическим принципам. На этом основании можно говорить о правомерности присоединения принципа преемственности к системе принципов дидактики.

Интересно
Основная роль принципа преемственности в педагогике заключается в усилении интегративного характера, целостности процесса обучения и профессиональной деятельности будущих специалистов путем регулирования соотношения частного и общего, дискретности и системности в содержании, организации и методах обучения будущих квалифицированных рабочих и специалистов.

Таким образом, принцип преемственности не только имеет право на самостоятельное существование в педагогике, что оспаривается еще некоторыми педагогами, но на его основе уже сейчас решаются многие актуальные проблемы совершенствования структуры, содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов в системе непрерывного образования и профессиональной подготовки молодежи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)