Управление неформальной организацией

Все формальные организации представляют собой объединение неформальных групп и организаций, созданных без вмешательства руководства. Хотторнский эксперимент доказал, что правильное руководство группами может повысить эффективность функционирования организации.

Группа – это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Существуют формальные и неформальные группы. Формальные группы – это группы созданные по воле руководства для организации производственного процесса.

Формальные организации делятся на три основные типа:

  • командная (соподчиненная) группа руководителя – состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями;
  • рабочая (целевая) группа – состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием;
  • комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия какого-либо задания или комплекса заданий.

Имеются два основных типа комитетов: специальный и постоянный.

Специальный комитет – это временная группа, сформированная для выполнения определенной цели.

Постоянный комитет – это перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель.

Комитеты создаются для заполнения пробелов в организационных структурах таким образом, чтобы решать задачи, не входящие в компетенцию ни одного из отделов, координировать деятельность отделов и выполнять специальные функции.

Постоянные комитеты – это комитеты, существующие перманентно, а специальные комитеты – это временные образования. Комитет с линейными полномочиями не что иное, как «множественный руководитель».

Комитеты приносят наибольшую пользу в ситуациях, где принимаемое решение, скорее всего, будет непопулярным и где групповое решение поднимет дух организации, где необходимо координировать деятельность различных подразделений или когда нежелательно отдавать всю власть в одни руки.

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Специфика создания формальной организации в том, что она образовывается по заранее продуманному плану, а неформальная организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Существуют следующие причины вступления в неформальную группу:

  1. Принадлежность. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, – одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Еще до Хоторнского эксперимента Элтон Мейо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными.
  2. Взаимопомощь. Получение помощи от коллеги полезно обоим – и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий – необходимое руководство к действию.
  3. Защита. Осознанная потребность людей в защите заставляет объединяться их в группы.
  4. Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая и руководство намерено скрывает от подчиненных информацию. По этому причиной создания неформальной организации является доступ к неформальной информации. Это удовлетворяет потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также облегчает доступ к необходимой информации.
  5. Тесное общение и симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют.

Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации.

Здесь можно выделить следующие характерные черты неформальных групп и организаций:

  1. Социальный контроль. Первым шагом к установлению контроля является установление и укрепление норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения.
  2. Сопротивление переменам. Люди используют неформальную организацию для обсуждения перемен, которые могут произойти. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Это объясняется тем, что перемены могут нести угрозу существования неформальной организации.
    Люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлениям. Поэтому группе изменение может показаться более опасным, чем есть на самом деле. Поэтому преодолеть сопротивление к переменам можно, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений.
  3. Неформальный лидер. Лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера – признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.

Несмотря на то, что неформальный лидер одновременно является одним из членов управленческого персонала формальной организации, очень часто он или она занимают там сравнительно невысокую ступень в организационной иерархии.

Потенциальные выходы от неформальных организаций:

  1. Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность группе может перейти в преданность организации.
  2. Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании.
  3. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства.
  4. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

Современные теоретики считают, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей следующим образом:

  1. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию.
  2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп. Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации.
  3. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.
  4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешите группе участвовать в принятии решений.
  5. Быстро выдавайте точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.

Методы повышения эффективности групп.

Группа сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов:

  • размера;
  • состава;
  • групповых норм;
  • сплоченности;
  • конфликтности;
  • статуса членов группы.
  • роли членов групп.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)