Управление и эффективность

Управленческая деятельность по своей природе в явном или неявном виде направлена на повышение эффективности. При системном подходе оценка эффективности и управление ею основываются на сопоставлении планируемых (ожидаемых) и фактически достигнутых показателей. Ресурсно-затратный подход отражает эффективность управления ресурсами и издержками.

Бенчмаркинг – сравнение с аналогом, лучшим в отрасли и т.п. Также можно провести сопоставление объекта с самим собой за прошлые периоды.

Каждая из оценок имеет свои недостатки и область применения. В управленческой деятельности наиболее целесообразен системный подход. На первых этапах развития концепции управления в первой половине прошлого века под эффективностью подразумевалась операционная эффективность в отдельных функциональных блоках деятельности (производство, человеческие ресурсы, технологии).

Но не обязательно возникала необходимость точного определения понятия эффективности, ее измерения и анализа. Так, для представителей зарубежной административной школы управления достаточным было формирование неких общих черт «эффективной организации» и следование принципам для достижения идеальных характеристик.

Что касается исследований советских ученых, то в 20-30-е гг. XX века с переходом к НЭП наблюдается рост научного интереса к вопросам управления и эффективности, именно этот период развития отечественного научного менеджмента считается самым плодотворным. Формируется отечественная концепция эффективности.

Среди характерных направлений концепции выделяют следующие:

  1. Идея о необходимости управления эффективностью (Е.М. Альперович, Н.Б. Гроссман, И.А. Кан, В.Л. Ледер, М.Л. Липский).
  2. Время как фактор формирования эффективности (В.Д. Ещенко, П.М. Керженцев, С.Д. Стрельбицкий).
  3. Изучение социального аспекта эффективности (П.А. Богданов, И.С. Каннигисер, А.А. Нольде).
  4. Исследования категории «экономическая эффективность» (П.А. Богданов, М.И. Васильев, А.К. Гастев, А.М. Гинзбург, А.З. Гольцман, Э.К. Дрезен, О.А. Ерманский, В.Д. Ещенко, Л. Жданов, И.А. Кан, И.С. Канегисер, П.М. Керженцев, В.В. Куйбышев, В.Л. Ледер, М.Л. Липский, В.И. Межлаук, Г.А.Нефедов, А.А. Нольде, С.Д. Стрельбицкий, С.Г. Струмилин).

К примеру, Е.М. Альперович считал главной целью управления достижение максимальной продуктивности при тех же затратах ресурсов и энергии, а также повышение социальной составляющей эффективности.

Вышеназванные и последующие отечественные ученые и исследователи советского периода посвятили свои труды не только рассмотрению вопросов эффективности, но и активно способствовали внедрению теоретических разработок в управлении на производстве и управлении развитием страны в целом.

Интересно
Благодаря историко-управленческим трудам ряда исследователей последних десятилетий (К.И. Голубева, Э.Б. Корицкого, В.И. Маршева и многих других), появилась возможность узнать эти имена и современным исследователям. Но, тем не менее, есть проблема отсутствия структурированной системы знаний и идей советского периода как единой школы управления, аналогично выделенным зарубежным школам.

С формированием превентивного подхода к управлению, связанного с изменившимися взаимоотношениями зарубежных организаций с внешней средой, и появлением понятия организации как открытой системы, эффективность предполагает эффективность реализации стратегии и повышение конкурентоспособности.

На основе теоретико-практических исследований и разработок появляются коммерческие системы управления бизнес-процессами, отдельными функциональными зонами (ERP, Project Management, fenban и т.д.) и бизнеса в целом (ССП, BPM, EPM и т.п.), чему способствовало и активное развитие информационных и компьютерных технологий.

Управление эффективностью как концепция зародилось в 70-80-х гг. XX века с развитием и широким применением в управлении количественных методов и интенсивным развитием информационных технологий, а также теоретическим обоснованием стратегического планирования.

Управление эффективностью – управление на основе планирования и регулирования по обратной связи. Регулирование по обратной связи базируется на сопоставлении плановых (ожидаемых) и фактических показателей для максимизации или минимизации системного эффекта в некотором временном периоде. Одной из распространенных целей управления системой является максимизация акционерной стоимости.

С позиций кибернетики системы управления проектируются исходя из представлений об объекте управления, управляющих и возмущающих воздействиях. Для совершенствования действующих систем управления необходимо адекватное отображение объекта управления, его всестороннее изучение и критический выбор критериев эффективности для управления объектом.

В более широком смысле эта закономерность доказана в кибернетике Уильямом Эшби как закон соответствия управляющей среды (регулятора по Эшби) разнообразию (неопределенности) управляемого объекта.

Системный подход к управлению эффективностью на основе совокупности показателей эффективности при стратегическом планировании положен в основу концепции управления корпоративной эффективностью CPM (Corporate Performance Management) или управления эффективностью бизнеса BPM (Business Performance Management).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)