Управление государственными доходами, сформированными за рамками бюджетной системы РФ

Управление бюджетными средствами, как было отмечено выше, вызывает достаточное количество спорных вопросов в рамках осуществления бюджетного процесса. Однако еще более проблемным видится процесс регулирования государственных доходов, оказавшихся за рамками бюджет- ной системы, поскольку в ряде случаев «законодатель почти не замечает существования многих каналов образования государственных доходов, не достигающих бюджета, остающихся в распоряжении исполнительных органов, а нередко достающихся коммерческим структурам».

Как было отмечено в предыдущих параграфах, в некоторых случаях государство сознательно отказывается от получения доходов в пользу частных субъектов. Изложенное связано прежде всего с передачей некоторых государственных полномочий частным субъектам, что влечет необходимость формирования публичных фондов, находящихся в управлении частных лиц. Например, для выполнения публично-правовых функций в сферах теплоснабжения, аудиторской деятельности, деятельности на рынке ценных бумаг и в других областях  создаются компенсационные фонды саморегулируемых организаций в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций.

При страховании вкладов физических лиц в банках отчисления банков поступают в фонд, который представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, используемых в целях финансирования вы- платы возмещения по вкладам, и формируется на основе государственно- властных предписаний, в порядке и на условиях, устанавливаемых государством. Управление средствами фонда осуществляется через создаваемую и контролируемую государством организацию — Агентство по страхованию вкладов.

Помимо механизмов использования финансовых ресурсов централизованных денежных фондов, законодательством предусмотрены так называемые промежуточные этапы управления государственными доходами, выражающиеся в том, что денежные средства перед поступлением в публичные фонды поступают во временное пользование субъектов, наделенных в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями. Иными словами, между гражданским оборотом и распределением государственных доходов «должен существовать некий промежуточный механизм трансформации частной денежной массы в ресурсы финансовой системы».

Наличие промежуточных этапов управления государственными доходами может быть обусловлено особой конструкцией вытекающего из за- кона финансового обязательства, одной из сторон которого является лицо, которому переданы властные полномочия налоговых органов. Таким финансовым обязательством является обязательство с участием налогового агента (банка), предполагающего наличие некоего промежуточного звена, когда уже исполнена обязанность должника в рамках финансового обязательства, однако денежные средства еще не поступили в бюджетную систему.

Наличие промежуточного механизма управления государственными доходами подтверждается, например положениями налогового законодательства, связывающего момент исполнения налоговой обязанности с предъявлением в банк поручения на уплату налога.

Однако в контексте ст. 40 БК РФ, согласно которой денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета лишь с момента их зачисления на единый бюджетный счет, в момент исполнения налогоплательщиком налоговой обязанности денежные средства еще не поступают в бюджетную систему, а следовательно, налоговые поступления, являющиеся государственными доходами, находятся в неком промежуточном этапе формирования.

Иными словами, ответственность за управление государственными до- ходами на данном этапе возлагается на уполномоченных участников гражданского оборота, обладающих публичными полномочиями, т.е. на банки, кредитные организации.

Наличие «промежуточного механизма» управления публичными финансовыми ресурсами связано не только с конструкцией налогового обязательства в описанных выше случаях. Иногда законодатель допускает возможность поступления денежных средств во временное владение уполномоченных субъектов, что обусловлено спецификой регулирования определенной сферы отношений.

Например, управление временно свободными денежными средствами федерального бюджета, которые образуются вследствие разницы в сроках и объемах кассовых поступлений, осуществляется путем их размещения на банковских депозитах в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Промежуточный механизм управления государственными доходами предусмотрен некоторыми отраслевыми законодательными актами, определяющими при наличии установленных юридических фактов до поступления денежных средств в бюджетную систему процедуру их зачисления, например, на счет кредитной организации, на депозит суда.
Наличие промежуточного механизма управления государственными до- ходами, предполагающего особый режим их регулирования, подтвержда- ется положениями судебно-арбитражной практики.

Так, согласно позиции Арбитражного суда Тверской области, денежные средства, а именно доходы от сдачи имущества муниципального образования в аренду, не зачисленные на счет бюджета муниципального образования, не являются бюджетными, а соответственно, обращение взыскания на указанные средства должно осуществляться так же, как и на имущество, составляющее казну публично- правового образования.

С позиции судебной и правоприменительной практики, сложившейся на основе действующего законодательства, средства государственных внебюджетных фондов, поступившие на банковские счета получателей-организаций (например, медицинских учреждений) не подпадают под режим иммунитета бюджетных средств и могут быть списаны судебными приставами-исполнителями с применением процедуры, предусмотренной Законом об исполнительном производстве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)