Учет и распределение коммерческих расходов

При заключении договора между поставщиком и покупателем в нем определяются условия поставки продукции, в соответствии с которыми распределяются обязанности и состав расходов, связанных с доставкой продукции. Эти расходы включаются в состав расходов на продажу (коммерческих).

Коммерческими называются расходы, связанные со сбытом продукции.

В их состав входят:

  • расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат);
  • транспортные расходы по сбыту продукции, производимые за счет поставщика согласно условиям поставок (погрузка, доставка, разгрузка);
  • комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям;
  • расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда продавцов на сельскохозяйственных предприятиях;
  • рекламные расходы;
  • другие аналогичные по назначению расходы.

Таким образом, расходы, понесенные поставщиком до этого момента, будут включаться в состав коммерческих (расходов на продажу). Эти расходы в соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации учитывают на счете 44 «Расходы на продажу».

Счет активный; сальдо равно сумме произведенных расходов, приходящихся на отгруженную, но не реализованную на начало месяца продукцию; оборот по дебету – затраты отчетного месяца, связанные с отгруженной продукцией; оборот по кредиту – затраты, списанные в отчетном месяце на реализованную продукцию.

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 коммерческие расходы могут включаться в себестоимость проданных продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Таким образом, в учетной политике организации может быть предусмотрен один из двух вариантов списания коммерческих расходов:

  • расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем. При невозможности такого отнесения они могут распределяться между отдельными видами реализованной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Все остальные коммерческие расходы (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);
  • все коммерческие расходы ежемесячно списываются на себестоимость реализованной продукции.

С целью расчета полной себестоимости выпущенной продукции по ее видам коммерческие расходы распределяются пропорционально плановой себестоимости реализованной или выпущенной продукции.

При составлении отчетных калькуляций определяется полная себестоимость выпущенной продукции, поэтому коммерческие расходы распределяются непосредственно по отдельным видам продукции путем прямого учета.

Если указанные расходы на единицу продукции нельзя определить прямым путем, их распределяют пропорционально весу, объему или плановой производственной себестоимости отгруженной продукции.

При первом варианте учетной политики, когда не вся выпущенная продукция отгружается в отчетном месяце, для определения полной себестоимости выпуска продукции составляют расчет сумм коммерческих расходов, относимых на себестоимость выпущенной продукции.

Этот расчет выполняется на основе объема товарного выпуска продукции и фактического уровня указанных расходов за отчетный месяц.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)