Учебный план и программы преподавания психологии в ВУЗе

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам.

Учебный план в вузе, также как и других учебных заведениях, состоит из вариативной и инвариативной частей и включает в себя:

  • перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;
  • распределение по семестрам и последовательность их изучения;
  • трудоемкость их изучения;
  • формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
  • виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).

Традиционное содержание учебного плана:

  1. Перечень учебных дисциплин. Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных планах. В учебных планах обучения по специальности «Психология» психологические дисциплины составляют около 2/3, из всего перечня изучаемых предметов. По другим специальностям количество психологических курсов обычно значительно меньше и зависит от профессиональной направленности программы. Определяется, в каком семестре (или семестрах) изучается определенная учебная дисциплина. Эта информация поможет преподавателю психологии правильно построить свой курс с опорой на межпредметные связи (как с другими психологическими курсами, так и с учебными дисциплинами других предметных областей), на понимание особенностей студентов, находящихся на данной ступени обучения.
  2. Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины обычно измеряется в российской высшей школе в академических часах. Исходя из учебного плана преподавателю психологии необходимо знать, какое количество часов учебного времени отведено на изучение его дисциплины.
  3. Учебный план определяет также формы учебных занятий по учебной дисциплине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. При планировании своего учебного курса
    преподаватель психологии должен опираться на этот учебный план, определяя целесообразность изучения отдельных тем в рамках лекций, семинарских и практических занятий или в виде различных форм самостоятельной работы.
  4. В учебном плане определяются виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы).

В этой связи преподавателю психологии необходимо знать, какая форма промежуточной аттестации (в текущем семестре) предусмотрена учебным планом и в какой мере знания по его дисциплине входят в содержание итоговой государственной аттестации, проводимой по завершении всей образовательной программы.

При разработке образовательной программы должны быть решены следующие задачи:

  • определена предметная область дисциплины;
  • задана модульно-тематическая структура дисциплины;
  • очерчена область ученых компетенций;
  • определен статус учебной дисциплины в структуре учебного плана;
  • установлено распределение бюджета учебного времени по системе форм организации учебного процесса.

Кроме этого, к задачам по разработке образовательной программы относится выработка приоритетных технологий и  разработка критериев разграничения уровней успешности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)