Учебная программа

На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины.

Учебная программа обычно содержит:

  • наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;
  • выписка из государственного стандарта;
  • организационно-методический раздел, в котором описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний; распределение часов по темам и видам работ.
  • краткое описание содержания изучаемых тем;
  • темы семинарских и практических занятий;
  • задания для самостоятельной работы студентов;
  • формы промежуточного и итогового контроля;
  • список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.

Учебная программа является, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования государственного образовательного стандарта, а с другой стороны, рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения.

Тематический план является документом, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.

При разработке учебных планов и программ преподавания психологии возникает сложная проблема в отборе содержания, которое будет изучаться на разных ступенях обучения.

Существует три способа построения учебных программ: линейный, концентрический, спиралевидный.

Линейный – это когда отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже изученного и в тесной связи с ним.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей.

Спиральный способ построения программ позволяет изучать проблему постепенно расширяя и углубляя круг связанных с ней знаний, обращаясь к ней с различных позиций и точек зрения.

В преподавании психологии в настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ, когда и в средних и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности. В результате имеет место дублирование учебного материала, изучаемого в школе и в вузе, а также на разных ступенях вузовского обучения.

Разработка учебных программ спирального типа в настоящее время становится все более актуальной в психологии. Это связано с включением данного предмета в образовательные программы разного уровня (основного, среднего, высшего, послевузовского). В этих условиях необходимо координировать цели и задачи психологического образования в разных типах учебных заведений, определять специфику ее преподавания для разных категорий учащихся и студентов.

В российских школах в настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии:

  • предметно-ориентированные;
  • личностно-ориентированные.

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате
его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также умения их практического использования.

Интересно
Программа может быть научно- или практически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного материала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при изучении других школьных предметов.

В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя может подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий.

При определении понятия «учебная дисциплина» в качестве ключевых могут быть использованы и чаще всего используются понятия: «знание», «деятельность», «образовательная программа». Соответственно можно дифференцировать три варианта трактовки этого понятия.

Учебная дисциплина – проект осуществления организации совместной познавательной деятельности учителя (преподавателя) и ученика (учащегося), основанной на определенной предметной области; образовательная программа, построенная на основе определенной предметной области.

Учебная дисциплина – система педагогически адаптированного, ценностно- и целе- ориентированного знания, соответствующего определенной отрасли науки и социальной практики.

Образовательный модуль – относительно автономная единица образовательной программы, характеризующая совместную деятельность участников образовательного процесса в рамках определенной темы в соответствии с отдельными стадиями процесса усвоения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)