Творчество Арсения Тарковского

Арсений Александрович Тарковский (1907–1989) начал писать стихи в раннем детстве (в 1912), имел богатую биографию и широчайшую эрудицию. Наследник серебряного века, он общался с крупнейшими литераторами своего времени и учился у них.

Ученик Георгия Шенгели (1984–1956) он много работал как переводчик поэзии. Однако первая поэтическая публикация Тарковского состоялась в 1927 году, а первая авторская книга стихотворений «Перед снегом» вышла только в 1962 году.

Литературная судьба Тарковского как бы подчеркивает уникальную выдержанность его стихотворений, в которых словоупотребление, интонация, звукопись тончайше сбалансированы.

Интересно
Несмотря на современность образов, поэзия Тарковского обращена к вневременной проблематике и в высшем смысле традиционна (традиция, порождающая динамику, а не статику, позволяет создавать в современности классические по глубине и яркости произведения).

В творчестве автора сказалось влияние переводческой деятельности, в частности свойственные восточной поэзии мотивы земли, вина, религиозное восприятие любви.

К примеру, в «Первых свиданиях» мотив божественности эроса звучит в масштабе всего стихотворения:

Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены…

Любовь сравнивается с религиозным праздником, приобщением к тайнам, близость – с богослужением, при этом возлюбленная поэта сопоставляется с божеством, а сам поэт – со священнослужителем:

Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало царь.

В художественном мире Тарковского сополагаются подлинная действительность и реальность времени, в которой все, что имело начало, обречено иметь конец.

Любовь-богослужение – это пребывание вне времени, торжество над тленной природой. Всемогущество влюбленных, ощущающих, что весь бесконечный мир создан для них, не отменяет их подверженности времени, судьбе:

«И небо развернулось пред глазами… / Когда судьба по следу шла за нами, / Как сумасшедший с бритвою в руке».

Путь поэта предполагает вечное приближение к подлинной реальности:

И это снилось мне, и это снится мне,
И это мне еще когда-нибудь приснится,
И повторится все, и все довоплотится,
И вам приснится все, что видел я во сне.
Однако и поэт, и поэзия существуют во времени, подвержены
его власти и потому обречены,
И уже электронная лира
От своих программистов тайком
Сочиняет стихи Кантемира,
Чтобы собственным кончить стихом.

Вместе с тем в художественном мире Тарковского, несмотря на непреодолимость зла во времени, подлинная действительность существует над ним. Торжество состояния над временем доступно человеческой душе через любовь, созерцание и поэзию, вдумчивое вглядывание в мир, его постижение. Это хрупкое торжество поэта над временем (творчество наперекор ему, осознание одухотворенности мира) имеет в изображении Тарковского, как и любовь, вероисповедную природу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)