Ценности и оценки

Как уже сказано выше, ценности — это то, что может удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности. Ценности могут быть и материальными, и идеальными. В отличие от потребности в понятии «ценность» отражаются не свойства объекта, а его значимость для субъекта. Поэтому могут быть несуществующие (воображаемые) ценности, ценности положительные и отрицательные (антиценности).

Система ценностей человека — стержень его личности. Мы оцениваем человека как личность (а не просто как индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, т.е. каковы его ценностные ориентации, насколько его ценности совпадают с теми, которые общество признает в качестве наиважнейших.

Прежде все-го это этические и религиозные ценности: патриотизм, альтруизм, ненасилие и т.д. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Чем больше совпадений индивидуальной шкалы ценностей с общественной шкалой, тем в большей степени личность приближается к идеальному типу.

Ценности биологически не наследуемы, они приобретаются в обществе в процессе социализации. В понятии «ценности» отражается и такой личностный аспект, как свобода выбора, возможность предпочтения одних объектов другим. Поэтому у человека отличие от животных существует ценностное отношение к окружающему миру.

Если бы человек подобно муравью был «запрограммирован» природой, то для него не существовало бы ценностей. Если бы человек был запрограммирован обществом (подобно «нумерам» из романа-антиутопии Е. Замятина «Мы»), то у него сформировалась бы жесткая одномерная индивидуальная шкала ценностей: общество за него уже провело процесс предпочтения и оценивания и все расставило по местам.

Поведение такого «нумера» легко прогнозируемо, как траектория бильярдного шара. «Нумер» не колеблется в своем выборе потому, что он как раз и лишен свободы выбора.

В принципе любое общество стремится к тому, чтобы у личности индивидуальная шкала ценностей совпадала с общественной — это цель социализации и социального контроля. Если демократическое общество добивается этого путем убеждения и создания позитивных стимулов, то тоталитарное — с помощью средств подавления.

Еще одна важнейшая социальная функция ценностей заключается в том, что они являются основаниями для социального сравнения и социального оценивания. Человек или социальная группа оценивают других исходя из какой-либо значимой для себя ценности.

Оценка есть высказывание о ценностях. Любая оценка имеет следующую структуру: субъект оценки, предмет оценки, характер оценки, основание оценки.

Субъект оценки — это тот, кто оценивает. В отличие от объективного знания оценки не бывают анонимными, любая оценка — это всегда чья-то оценка. Если оценивает индивид, то это будет индивидуальная оценка, если группа — коллективная.

Предмет оценки — это объект, которому приписываются ценности, или объекты, ценности которых сопоставляются. Например, в оценках «яблоко вкусное», «здоровье лучше богатства» предметами являются яблоко, здоровье, богатство.

По характеру оценки делятся на абсолютные (Иван хороший) и относительные (Иван лучше Петра). Шкала абсолютных оценок: хорошо — безразлично — плохо. Шкала относительных оценок: лучше — равноценно — хуже. Но и любая абсолютная оценка со-держит в себе момент относительности, поскольку добро осознается по сравнению со злом, красивое — с безобразным и т.д.

Основание оценки — это то, относительно чего производится оценивание. Всякая оценка — не только чья-то оценка, не только оценка чего-то, но и основывающаяся на чем-то. Чаще всего основанием является какой-то идеал, образец, стандарт.

В отношении оценок не действует закон исключенного третьего (два противоположных высказывания не могут быть одновременно истинными). Оценки «Иван плохой» и «Иван хороший» могут быть обе правильными. В первом случае Иван оценивался как семьянин (одно основание), во втором — как работник (другое основание).

Когда человек (или группа) оценивает самого себя, этот процесс называется самооценкой. Но самооценка всегда явно или неявно включает сравнение с другими: я умный (т.е. кто-то глупее меня), он богатый, а я здоровый и т.д.

Самооценка является важнейшим элементом самосознания — осознания индивидом своей личностной специфики, образа своего «Я», национальной, классовой и т.п. принадлежности. Существует также национальное, классовое, профессиональное и иное самосознание социальных групп.

Если свои личные качества и способности человек оценивает в целом правильно, то такая самооценка называется адекватной, если же принимает желаемое за действительное — завышенной, если действительное за желаемое — заниженной.

Сравнение индивидуальной шкалы ценностей и индивидуальной шкалы самооценок показывает следующую закономерность: на шкале самооценок присутствуют, как правило, предпочитаемые ценности (причем они не обязательно являются реально предпочитаемыми) и отсутствуют порицаемые.

Изучение самооценок преступников показало, что осужденные за насильственные преступления чаще находят у себя такие качества, как вежливость, миролюбие, а осужденные за корыстные — щедрость, бескорыстие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)