Человек, индивид, личность

Чтобы еще более выделить специфику понятия «личность», сравним его с родственными, но все же отличными от него понятиями «человек» и «индивид».

Как видим, понятие «человек» выступает в качестве особенного по отношению к понятиям «индивид» и «личность». В самом общем смысле понятие «человек» выступает как родовой, отличительный признак, выделяющий специфически человеческое во взаимоотношении человека homo sapiens и природы.

Понятие «человек» как особенное реализуется (конкретизируется) через понятие «индивид». Данное понятие подчеркивает уникальность каждого человека, его психофизиологическую неповторимость. Чем более развит человек как индивид, тем более крупную роль в его деятельности играет социальное.

Выше мы уже обращали внимание на необходимость конкретно-исторического подхода к изучению и оценке развития человека. По мере развития общественных отношений изменяется и человек. Перефразируя известную поговорку: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», можно сказать: «Скажи, в какое время жил человек (как родовое понятие), и я скажу, что это был за человек».

Человек как индивид и личность развивается вместе с обществом. Производство и воспроизводство человека есть процесс. Индивидуальность древнего грека отличается от индивидуальности грека современного. Поэтому психология как наука, изучающая человека в его индивидуальности, неповторимости, обязательно включает в свои исследования исторический аспект.

Природное, биологическое, индивидуальное в человеке — это необходимая предпосылка для становления человека как личности. Есть, пить и одеваться человек будет всегда, но не всегда эти потребности будут для него определяющими.

Люди всегда были и будут неповторимы, индивидуальны в своем развитии, но именно через различие, через единство многообразного только и может существовать всеобщее, используя для своего становления все лучшее, что выработало человечество. В этом смысле личность выступает как всеобщее, как диалектическое единство природного и социального.

Появившись на свет, ребенок воспринимает мир как непосредственно (вербально) конкретное, а потому имеет лишь хаотическое представление о целом (об окружающем его мире). В то же время, поскольку он сразу попадает в круг общественных отношений, нужно тотчас и признать за ним потенциальное право, возможность быть личностью. Тезис о том, что личностью не рождаются, а становятся, упускает из виду один важный момент: действительность развивается через возможность.

Поэтому ребенок рождается не просто как биологическое существо (это очевидно в современном обществе), обладающее определенными индивидуальными качествами, но и как существо общественное. А раз так, то потенциально, в возможности, он уже личность. Другой вопрос — насколько общество сумеет создать условия для развития общественных качеств у ребенка.

Нам же важно лишь подчеркнуть следующее. Если мы и говорим, что личностью становятся, то необходимо признать, что право человека быть личностью должно быть предоставлено ему с рождения. К сожалению, непонимание этого факта (а иногда и сознательное нежелание признать его) приводит к тому, что современные дети и в 30 лет еще опекаются родителями, им не дают право самостоятельно мыслить, действовать и т.п.

К несчастью, до сих пор за право быть личностью и иметь собственное мнение нужно бороться. Кому не известна ситуация, когда в школе ученику говорят: «Вот закончишь школу, тогда и будешь иметь собственное мнение».

Похожую фразу можно услышать и в институте, и на работе. Даже будучи главой государства, нужно постоянно бороться за утверждение своего «Я». Но если общество декларативно и признает право за человеком быть личностью (а формально во многих международных соглашениях так и сделано, например в Декларации прав человека), это вряд ли механически повлечет за собой изменения, поскольку само общество как целое еще не развито, оно не стало еще действительно человеческим.

Социальное, специфически человеческое пока не подчинило себе биологическое (во многих странах остро стоит проблема элементарного физического выживания), поэтому социальное еще во многом зависит от возможности удовлетворения биологических потребностей человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)