Три генеральные ценности организационной культуры по А.И. Пригожину

В основе организационной культуры лежит сложная система ценностей, способностей и идей, накопленных человечеством в различных областях знания и профессионального труда.

Для понимания влияния организационной культуры на все сферы деятельности предприятия важно знать, какие ценности лежат в основе создания и функционирования организации.

У деловой организации можно выделить, по мнению А. И. Пригожина, три генеральные ценности: управляемость, клиентность, инновационность. Они генеральны в том смысле, что все остальные управленческие ценности организации покрываются этими тремя.

Базовые ценности присутствуют в каждой организации, но в зависимости от того, как руководство организации видит будущее, по-разному влияют на функционирование организации.

Управляемость как организационная ценность, нацеленность на стабильность, воспроизводимость и повторяемость результатов деятельности строится на контроле, отслеживании руководством точности выполнения заданий, норм, указов и распоряжений.

Базовая ценность организации — инновационность — означает нацеленность на поиски нового в предметной сфере деятельности организации и поиск оптимальных способов управления, характеризует способность порождать новшества и осуществлять нововведения.

В какой-то мере она является антиподом управляемости, поскольку нововведения нередко снижают управляемость, но и без них управляемость становится дисфункциональной.

Инновационность организации проявляется в открытости изменениям, быстрой реакции на необходимость создания новых форм организационного поведения или внедрении нового продукта, которые сопровождаются созданием или внедрением новых технологических или кадровых технологий.

Кроме того, инновационность предполагает особые качества управленца, умения руководителя доводить инновационные процессы до полного завершения.

Клиентность организации означает ее соответствие потребностям и тенденциям рынка. Ориентация организации и его руководства на привлекательность продуктов деятельности для клиентуры стимулирует работу не только по повышению качества конкретного товара или услуги, но и сервиса.

Для руководителей эти три ценности неравны, особенности современного менеджмента состоят в том, что управляемость для большинства важнее двух других. В российской деловой культуре распространен культ управляемости.

По наблюдениям А. И. Пригожина, клиентность выходит на второе место по значимости среди базовых ценностей, а инновационность появляется, главным образом, тогда, когда этого требует следование двум другим ценностям.

Интересно
Преобладающие ценности влияют на все сферы жизнедеятельности организации, в том числе реализацию управленческих функций и применение способов управления персоналом. Ценностные основа-ния, задающие организационное поведение, позволяют описывать многие явления, характеризующие организационную культуру, — лояльность, социально-психологический климат, имидж1.

Взаимовлияние ценностей руководителя и конкретных сотрудников определяет сложную мозаику культурных явлений. Организационная культура подразделения складывается из культуры руководителя и каждого сотрудника («субкультуры»), часто вступающих в противоречие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)