Требования к сотрудникам службы маркетинга

В последнее время наблюдается увеличение значимости маркетинговой службы. Повысился уровень ротации персонала, т.е. возрос уровень качества персонала в результате замены старых работников на новых, более талантливых, свободно владеющих искусством маркетологов. Наблюдаются также тенденции «переманивания» ведущих специалистов по маркетингу из фирм-конкурентов, что говорит о кадровом дефиците этого профиля.

Существуют следующие управленческие должности: топ-менеджер по маркетингу, менеджер по функциональной специализации, менеджер по торговой марке и по продукту, менеджер по сбыту, менеджер по коммуникациям, менеджер по ценам:

  • топ-менеджер по маркетингу определяет миссию компании, перспективное развитие; формирует структуру управления и направления ее реструктуризации; осуществляет стратегию и тактику рыночной ориентации; координирует планово управленческие решения; разрабатывает системы мотивации труда, его безопасности и реализует контроль за результатами маркетинговой деятельности;
  • менеджер по функциональной специализации осуществляет управление маркетингом, исполняя определенные функции в области планирования, маркетинговых исследований, организации сбыта, реализации маркетинговых коммуникаций и сервисного обслуживания клиентов;
  • менеджер по торговой марке или продукту выполняет обязанности по созданию конкурентоспособной стратегии развития продукта. Несет ответственность за разработку, реализацию оперативного плана маркетинга. Осуществляет стимулирование поддержки продукта, организует участие в тендерах. Большая работа проводится по формированию товарной политики. Информирует руководство об изменениях темпов спроса, меняющихся потребностей покупателей, необходимости усовершенствования товара и обновления ассортимента;
  • менеджер по сбыту является ответственным за планирование сбыта готовой продукции, осуществление прогнозов объемов реализации. Разрабатывает программы по сбыту и выгодной дистрибуции. Совместно с менеджерами торговых марок и маркетингевых коммуникаций анализирует информацию о состоянии рынка, его конъюнктуры, конкуренции. Оценивает систему товародвижения, режим складского хранения. Осуществляет контроль продажи, эффективность портфеля заказов и системы сервисного обслуживания;
  • менеджер по рекламе и PR определяет необходимость проведения рекламных кампаний, сроки, бюджет расходов. Он сотрудничает с рекламными и РК-агенствами по разработке коммерческих листовок, PR-обращении, рекламных текстов, буклетов, медиа-документов. В целях профилактики конфликта и установления атмосферы согласия и взаимопонимания принимает участие в создании антикризисного комитета и корпоративной модели управления кризисом. Активно сотрудничает со средствами массовой информации для поддержания имиджа и создания позитивного общественного мнения.

Требования к маркетологам. Специалисты в области управления маркетингом являются и специалистами в области менеджмента. Они занимают особое положение, поскольку призваны устанавливать эффективные коммуникации не только внутри трудового коллектива, но и с внешней рыночной средой — финансовыми институтами, органами государственной власти и различными целевыми аудиториями.

Поэтому специалист-маркетолог должен не только владеть профессиональными знаниями и быть компетентным, но также уметь управлять происходящими процессами, быть коммуникабельным и высокоорганизованным.

Можно выделить следующие требования к маркетологам, т.е. к их профессиональным и личностным качествам:

  • системность знаний, большая эрудиция, кругозор. Маркетолог должен обладать знаниями и в области последних достижений НТП, и в области коммерческой деятельности, и в области производства и т.д.;
  • совокупность знаний и способностей — знание новинок отечественной и мировой маркетинговой мысли, умение объединять усилия технических служб, способность обеспечить разработку и реализацию концепций развития маркетинга, способность привлечь коллективный разум работников или сформировать фокус-группу для решения актуальных маркетинговых и техникотехнологических задач развития производства, умение находить новые формы развития ассортиментной политики предприятия для улучшения работы компании;
  • умение грамотно и кратко составлять документы — при составлении маркетинговой документации маркетологи должны писать деловым языком, т.е. кратко, в телеграфном стиле, излагая существо вопроса. Между тем, изучение практики деятельности работников маркетинговых служб ряда промышленно-производственных предприятий свидетельствует, что они, как правило, хорошо понимают необходимость писать кратко, но по-прежнему склонны к составлению объемных документов;
  • организаторские качества (умение планировать решение перспективных и текущих задач, умение располагать к себе людей, повести их за собой, способность четко формулировать задачи и координировать работу по их выполнению);
  • предпринимательские качества (умение возглавить разработку и реализацию стратегии развития предприятия, способность обеспечить соблюдение правил финансовой дисциплины, умение организовать на альтернативных началах разработку бизнес-плана и способность пойти на риск). Время в маркетинге — решающий фактор. Бизнесмены, а также маркетологи должны уметь быстро реализовать представившийся шанс;
  • маркетолог должен уметь находить общий язык с людьми разных мировоззрений, привычек, характеров, проживающих в разных регионах и странах и занимающихся разными видами деятельности;
  • если руководители маркетинговых служб не будут проявлять дипломатичность, то в организации сложится невыносимый психологический климат. Вводя инновации, маркетолог, вынуждая руководителей других подразделений предприятия идти на нововведения, вызывает этим у них противоречие и раздражение. В частности, руководители исследовательских и конструкторских подразделений не склонны разрабатывать продукцию, нужную потребителям, руководители производственных подразделений не хотят часто обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, экономисты сопротивляются снижению цен и повышенным затратам на рекламу;
  • управленческая культура маркетинговой деятельности предполагает определенные эталоны этики, которая должна определять нравственные нормы работников и руководителей маркетинговых служб. Большое значение для маркетинговой культуры имеет такая ее важная часть, как культура коммуникабельности, т.е. культура письменного и устного общения. Умение говорить означает краткость, грамотность, компетентность в использовании профессиональных терминов и оборотов. Умение слушать означает внимание к собеседнику, его мнению, предложениям и критике;
  • психо-физиологические качества (работоспособность, умение переключаться на разные виды деятельности, выдержанность, решительность, гибкость ума, самостоятельность и широта мышления, стрессоустойчивость, воля, умение завоевывать уважение людей, способность критически оценивать свои достижения, умение преодолевать негативные черты своего характера).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)