Требования федерального гсударственного стандарта

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования (10-11 классы) утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 апреля 2012 г. № 413.

Стандарт представляет собой совокупность требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы;
  • к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы
    и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
    познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками  учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

В Федеральном государственном образовательном стандарте старшей школы линия индивидуализации становится базовой. Необходимым условием эффективного учебного процесса является технологический компонент, который определяет педагогические технологии, методы и методики, систему обучения. На какие технологии можно опереться для обеспечения индивидуализации и дифференциации в старшей школе?

Интересно
Для ответа на этот вопрос необходимо определиться с самим понятием «образовательная технология». Существует множество определений понятия «образовательная технология» (более 300 формулировок) в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса. На основе их анализа мы пришли к заключению, что технология включает в себя как форму, метод, так и содержание обучения.

В старшей школе возможны технологии объяснительно-иллюстративного обучения (в меньшей степени) для формирования знаниевого компонента компетентностей обучающегося и личностно-ориентированные технологии.

В зависимости от цели учебного занятия, ожидаемого результата, педагогами используются соответствующие технологии обучения, направленные на формирование, например, развития критического мышления, коммуникативных компетентностей и другие.

Таким образом, в старшей школе индивидуализацию и дифференциацию образования, на наш взгляд, могут обеспечить личностно-ориентированные деятельностные технологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)