Трансляция и освоение общекультурной информации

В совокупности обыденные формы социальности и их про- странственно-временная локализация образуют устойчивые компоненты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образа жизни людей.

Она  обусловлена  распределением  времени  и усилий на участие  в  перечисленных выше  типах действий и отношений,  в формах обмена социально  значимой  информацией  различного качества.

Разумеется, такое участие предполагает, что члены общества обладают соответствующими знаниями и навыками, которые, как говорилось ранее, неспецифичны по сравнению с профессионально необходимыми. Обыденное знание в сопоставлении со специализированным                              характеризуется    неспецифичностыо, синкретизмом, ярко выраженной оценочной компонентой.

Единицей их анализа принято считать представление. Эта  социально-научная категория позволяет описывать когнитивный слой обыденной жизни, который пересекается со сферой профессиональной деятельности.

Обыденное знание приобретается через особые институты,  к  которым в первую очередь следует отнести воспитание и общее образование, средства массовой информации, искусство и игру.

Институты общего образования. Социокультурные институты воспитания и общего образования представляют собой своеобразные хранилища неспецифичного знания и механизмы его трансляции из поколения в поколение. В домашних условиях можно говорить  об обычаях, связанных с социализацией в различных социокультурных группах.

На социальном уровне наиболее показательным институтом является  общеобразовательная  школа. Школьные программы выстраиваются с намерением дать людям некоторые  общие представления о мире, о своей стране,  о  культурных  ценностях,  о нормах социальной жизни.

Естественно, что для столь обширной программы срок школьного обучения оказывается относительно малым. Поэтому в процессе обучения приобретаются наборы разнородных и  общих представлений, которые служат самыми первичными и приблизительными ориентирами в социокультурном пространстве.

В школе приобретаются также определенные навыки поведения и интеракций в официальных и неформальных институциональных ситуациях, представления о культурных идентичностях. Эти навыки являются социально значимым дополнением к опыту  интимных контактов, приобретаемому в семье.

Здесь осваиваются представления о социокультурных статусах, ролях, нормах и санкциях. Их непосредственное воздействие в коллективе в системе отношений «учитель — ученик» и сверстников друг с другом позволяет человеку видеть себя глазами других, благодаря чему определенные способы организованной активности, оценочные критерии закрепляются в социально приемлемые привычки и стереотипы поведения, в определенные культурные идентичности.

Таким образом, в результате школьного обучения приобретаются самые общие представления об окружении без навыков оперирования его элементами, а также конкретные навыки поведения в рамках институциональной организационной структуры без их специального осмысления. Такое положение  дел  восполняется  за  счет  иных источников жизненного опыта.

Средства массовой  коммуникации. Важным источником неспецифичного знания в современном обществе являются средства массовой коммуникации. Печать,  радио,  телевидение,  кино обеспечивают людям широкое и разнообразное информационное поле, содержащее множество областей, различных по характеру сведений, представляемых в  разных  формах.

Пространственно-  временные границы этого поля постоянно меняются за счет перемещений фокуса внимания,  обусловленных  отношением  людей к текущим социокультурным событиям. Средства массовой коммуникации выполняют в обществе функции своеобразного полиэкрана, на который проецируются социально значимые события, сведения,  оценки.

Разумеется, через этот канал транслируются в  самый  широкий социальный контекст и результаты деятельности, осуществляемой  в рамках социетальных институтов. Однако  они  для  распространения этими стредствами особым образом трансформируются: специализированная информация доводится до уровня доступности для непрофессионалов. В самом общем виде такой процесс можно назвать популяризацией.

Обычно на этом уровне опускаются все тонкости рассуждений  и доказательств,  приводящие специалистов  к определенным выводам, и относительность этих выводов. В результате специализированное знание, относительное  и  изменчивое  по  самой  своей природе, приобретает в сфере массовой коммуникации вид законченных формул, афоризмов, предписаний. В таком виде оно становится широко доступным каждому современному  человеку  и служит источником обыденных представлений о мире, в  котором  он живет.

Средства массовой коммуникации сегодня универсальны, но  выбор из представляемых  ими сообщений обусловлен групповой принадлежностью людей и их индивидуальными предпочтениями. Поэтому равный доступ к информационным каналам не означает унификации  социального  распределения  обыденного знания.

Представители различных социокультурных групп по-разному воспринимают и интерпретируют даже одни и те же события. Они ориентируются на поиск информации о разных сферах культуры: о политике, об искусстве или о спорте и  т.  п.  Они  оказывают  предпочтение определенным формам подачи материала.

Наконец, они неодинаково усваивают и запоминают транслируемые сведения. Так что неспецифичное знание, полученное с помощью такого рода каналов, качественно неоднородно не только в разных социокультурных группах, но оно своеобразно и у каждой личности.

Благодаря школьному обучению и  средствам  массовой коммуникации люди, таким образом, приобретают социально установленный необходимый набор общекультурных знаний. Эти социокультурные институты помогают людям приобрести информированность о собственном окружении, представленном в различных масштабах.

Однако знание подобного типа не является единственным видом опыта, приобретаемого в рамках обыденной культуры. Есть еще то, что обычно называется пониманием, и что  в  самом общем виде можно определить как существующее наряду с информированностью о фактах умение интерпретировать их смысл или оперировать ими в более или менее широком культурном контексте. Понимание — наиболее непосредственный опытный процесс.

На этом уровне представления, умозаключения и последующие действия формируются иными путями, нежели при «сборе информации». Но несмотря на крайнюю индивидуализированность понимания существуют особые  области социокультурного  пространства,   доступные практически каждому члену общества, где этот опыт формируется и развивается для нужд повседневной жизни.

Это домашнее воспитание, игра, искусство, религиозная практика. Домашнее воспитание имеет сегодня минимальную общесоциальную институционализацию; игры передаются в культуре от поколения к поколению благодаря четко зафиксированным правилам и, таким образом, носят характер традиционных культурных институтов; искусство  в  современном обществе представлено в специально установленных, общезначимых, институциональных формах.

Религиозная  практика  осуществляется  как в семейных условиях, в индивидуальных формах, так и в общезначимых, институциональных.

Домашнее      воспитание.      Воспитание       в     домашних      условиях обеспечивает человеку знания и навыки, необходимые для жизни в непосредственном окружении. Люди научаются здесь обращаться  со  своей предметной средой, поддерживать глубинные эмоциональные отношения с другими, понимать их.

Здесь формируются первоначальные представления личности о самой себе. В отличие от школьных общих знаний и неотрефлексированных навыков, в семье  приобретается типичное для определенных групп знание о социальном расслоении, осваиваются            локальные                             обычаи,            нравы,                   моральные               нормы.

Практические навыки приобретаются на фоне тесных эмоциональных отношений, способствующих не только их освоению, но и пониманию. Следовательно, помимо того, что неспецифичные знания и навыки, полученные в школе и через каналы массовой информации, с одной стороны, и в семье — с другой, относятся к разным социокультурным областям, они различаются по глубине интериоризации.

Освоенное в непосредственном опыте представляется человеку более достоверным, органично вплетается в  его образ жизни, удерживается дольше и в большей мере определяет его действия, чем то, что он узнает в форме сведений,  поучений,  принимаемых  на  веру готовых формул.

Это важно учитывать для определения того, какими знаниями и навыками люди будут пользоваться в различных социально значимых ситуациях на обыденном и профессиональном уровнях, но овладение знаниями и навыками, необходимыми для оперирования предметами повседневного обихода  и  участия  в  первичных группах, недостаточно для адекватной включенности в обыденную жизнь.

Представленные выше структуры составляющих ее отношений между людьми свидетельствуют о том, что речь идет о многомерном и значительном по объему пространстве. Поэтому обыденный опыт носит не  только  конкретный  практический утилитарный характер, но и более обобщенный, приобретенный на базе понимания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)