Теоретические предпосылки формирования социологии культуры

При выделении теоретических оснований современной социологии культуры следует обратиться к работам классиков модерна, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связывать со сменой познавательных парадигм в социальной науке — с другой.

Л.Г. Нонин выделяет основные теоретические направления, где представления о культурных аспектах человеческого существования выражены  наиболее  отчетливо.  Более того, он выделяет те идеи, которые  до сих пор  не  утратили актуальности и так или иначе используются современными социологами культуры.

Объективизм. К этому направлению автор относит Э. Дюрк- гейма, который уподоблял социологию естественным наукам и полагал, что социальные факты следует рассматривать как «вещи», как объективные, внешние по отношению к индивидам явления. 

В  частности,  в  этом ключе он трактовал совокупности фактов сознания, которые выделял в обществе как его особую составляющую. Их особенность заключается в том, что, обусловленные социальной реальностью, они воспринимаются людьми как порождения их собственного сознания.

Однако они не произвольны и не индивидуализированы, но трактуются  как коллективные представления (термин Э. Дюркгейма), объективные по своей сути, и соответственно обязательные и принудительные в функциональном отношении. Этот концепт придает культурные коннотации таким понятиям, которыми социология обязана Дюркгейму, как социальная солидарность, аномия, а также его  идеям  об общественном происхождении морали и религии.

В контексте данной работы важно отметить  два  важных  аспекта  этой  теоретической позиции: разделение коллективных действий и коллективных представлений, а также детерминирующая значимость последних по отношению к индивидуальной активности сознания.

Понимающая социология. Это направление социологической мысли связывается с именем М. Вебера, выделившего понятие социального действия, которому приписываются следующие атрибуты:

—рациональность — каждое из них побуждается осмысленным намерением (интенцией) и отрефлексированной целью;

—осмысленность — каждый индивид, совершая действие, связывает с ним субъективный смысл;

—совместность — в своей активности люди соотносятся с действиями друг друга и ориентируются на них.

Последнее обстоятельство обусловливает возможность того, что каждый понимает смысл  действий,  совершаемых  другими.  Поскольку они совершаются сознательно, между ними  как  эмпирическими фактами и их реальной средой посредником становятся субъективный смысл, интерпретация, понимание происходящего.

В отличие от Дюркгейма, исходившего из предпосылки объективности социальных явлений, Вебер считал своей задачей объяснить, как она формируется из субъективно мотивированных действий.

С этой точки зрения общество представляется как результат человеческих действий, искусственный, созданный людьми, т. е. как культурное образование. Соответственно предметом социологического исследования становится многообразие идей, мнений, убеждений, представлений, образов мира, словом, всего того, что в совокупности принято называть культурой.

Из действий такого рода складываются социальные отношения, которые Вебер  характеризует  как  «поведение  нескольких  людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность». 

Отношения  могут  различаться по содержанию, форме, длительности, реализоваться в рамках разных социальных образований. Важно то, что  они  базируются  на рациональных и доступных взаимному  пониманию  совместных действиях людей.

При  длительном  воспроизведении  отношений, сложных по своей организации, взаимная соотнесенность действий обусловливает их своеобразную независимость  от  конкретных  акторов, т. е. объективность.

В рамках этой концепции  важно отметить   следующие основополагающие положения.  Во-первых,  искусственные  образования (в данном случае производные активности сознания) порождаются рациональной, имеющей субъективный смысл активностью людей.

Во- вторых, в совокупности при взаимной соотнесенности такие действия приобретают характер социальных отношений. В-третьих, последние при необходимости воспроизведения и сохранения устойчивости во времени приобретают характер объективных.

Символический интеракционизм. Символический интеракцио- низм как культурно ориентированное социологическое  направление,  по мнению А.Г. Ионина, тесно связан по крайней мере с двумя предшествующими теоретическими предпосылками. С одной  стороны,  это была концепция социальной природы человека Ч. Кули.

Речь шла о комплексе  чувств,  предрасположений,  моральных  норм, формирующихся в непосредственных  отношениях  людей  и составляющих идеальную сторону среды их действий. Иными словами, возможность совместной активности обеспечивалась тем, что внешним проявлениям, согласно этой концепции, соответствовали определенные процессы, происходящие в сознании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)