Типы, уровни, функции политических культур

Важным аспектом анализа П. к. является вопрос об основаниях ее типологии. Плюрализм существующих типологий обусловлен множественностью оснований, выступающих в качестве критериев типологизации.

В качестве таких оснований рассматриваются степень участия государства в социально-политическом регулировании (на этом основании Э.Я. Баталов предложил понятие этатистской П. к., противоположной рыночной), характер идеологических или политических ориентаций граждан, степень открытости (интенсивность обмена информацией с внешним миром), степень внутренней консолидации (консолидированная фрагментированная) и т. п.

Множество существующих типологий могут быть разделены на специализированные (в основу которых положен некий единственный критерий) и общие, исходящие из множественности оснований типологизации П. к. Одна из наиболее известных специализированных типологий предложена Г. Алмондом и С. Вербой в начале 1960-х гг. в работе «Гражданская культура: политические установки и демократии в пяти государствах». В ее основе масштаб, качество и характер политического участия граждан. В рамках типологии Алмонда Вербы выделяются патриархальный, подданнический и активистский типы П. к.

Интересно
Для первого характерно отсутствие интереса к политике со стороны массовых групп населения, для второго преимущественно подданнический по отношению к официальной власти модус политического участия граждан в политике, для активистского добровольный и инициативный тип политического участия населения в политической жизни.

Примером общей типологии может служить дифференциация, исходящая из культурологических различий Востока и Запада (при этом оба понятия используются не как географические, а культурологические концепты, оба понятия претендуют на синтетические определения внутренне чрезвычайно гетерогенных этноконфессиональных и политико-государственных образований: европейский Запад так же мало похож на американский, как японский Восток на китайский). Тем не менее можно выделить ряд общих характеристик, объединяющих эти гетерогенные сообщества.

Интересно
Из множества подобных различий выделим главное. Это существенно различные интерпретации сущности политики и предназначения политиков. В западной П. к. политика выступает полем рационального взаимодействия несовпадающих интересов, а политические лидеры в качестве граждан, облеченных временными полномочиями по управлению обществом.

Между тем в восточной политико-культурной традиции политика предстает в качестве недоступной для понимания рядовых граждан сферы деятельности, а политики в качестве лиц, обладающих особыми качествами, отличающими их от рядовых граждан. Не случайно именно среди политиков Востока так много харизматических лидеров.

Многослойность и полифункциональный характер П. к. проявляется в сосуществовании ее различных уровней. Традиционно выделяют три уровня. Высший представляет собой систему мировоззренческих представлений о политическом мироздании, укорененных в характерной для данного социума культурной традиции.

Срединный уровень это совокупность ценностно-нормативных ориентаций, регулирующих политическое поведение. Нижний уровень представляет собой вместилище текущего политического опыта, результат осмысления актуальной политической практики.

Эффективные модели П. к. характеризуются содержательным сопряжением трех вышеперечисленных уровней. В ситуации рассогласования или разрыва этих уровней возникают кризисы идентичности и политического участия, чреватые распадом ценностной иерархии и смыслообразующих конструкций политического сознания.

Приведенная выше характеристика компонентов П. к. (когнитивно-эмоциональный, нормативно-ценностный; деятельностный) не является единственным походом к анализу структуры П. к. Известно, что любое общество представляет собой совокупность множества групп (страт), выделяемых на основании различных критериев (пол, возраст, уровень образования и дохода, этноконфессиональная принадлежность, политические ориентации и т. п.).

Политическое поведение наиболее крупных из этих групп обладает специфическими характеристиками (например, модели электорального поведения старших возрастных групп существенно отличны от тех, что приняты в молодежной среде). Это дает основание для вывода о формировании в пределах данных групп особых субкультур.

Применительно к группам, оппозиционно настроенным по отношению к доминирующим на национальном уровне культурным моделям (основания оппозиционности могут носить политический, экономический, культурный и иной характер), можно говорить о контркультуре. Таким образом, общенациональная П. к. предстает как включающая различные субкультуры и /или контркультуры.

Степень внутренней консолидации общества во многом зависит от глубины различий по экономическим, социально-политическим, этноконфессиональным и иным основаниям. В ситуации консолидации общества можно говорить об относительно единой П. к., тогда как в ситуации глубокого внутреннего социально-культурного раскола формируется модель фрагментированной культуры.

Относительно функций П. к. можно с определенностью констатировать, что их перечень чрезвычайно богат и разнообразен. Не будет значительным преувеличением сказать, что освоение индивидом системы сложившихся в социуме социально-политических отношений, вхождение в эту систему, функционирование в ее рамках (включая такие наиболее важные, переломные моменты, как политический выбор личностный или социальный), то есть практически вся жизнь человека может быть охарактеризована в терминах П. к.

Но наиболее важными из функций П. к. эксперты считают:

  • функции идентификации;
  • интеграции;
  • коммуникации;
  • ориентации;
  • адаптации;
  • социализации.

О социализации следует сказать особо, ибо политическая социализация не просто является одной из функций П. к., но также выступает универсальным механизмом трансляции П. к. в ряду сменяющих друг друга поколений.

Несмотря на разнообразие концептуальных интерпретаций процесса социализации, очевидно, что сущность этого процесса составляет взаимодействие личности и общества по поводу освоения индивидом системы социально-политических отношений, сложившихся в данном обществе.

Доминирование той или иной стороны этого взаимодействия во многом определено не только индивидуальными психологическими особенностями личности и характером социально-политической организации общества, но и тем, о каком этапе социализации идет речь.

Традиционно выделяют два основных этапа политической социализации первичный и вторичный. И хотя развитие ребенка и формирование личности всегда индивидуальный процесс, тем не менее политические психологи считают возможной периодизацию процесса социализации.

Считается, что первичный этап политической социализации начинается в раннем детстве и завершается в период юности. Этот этап характеризуется преимущественным влиянием общества на индивида при относительной пассивности последнего, а роль приоритетных субъектов социализации выполняют семья и/или система образования.

Вторичный этап социализации, начавшись в юношеском возрасте, длится практически весь дальнейший период жизни и характеризуется селективным и критическим отношением индивида к получаемой из внешней социально-политической среды информации. Спектр субъектов социализации расширяется, включая СМИ, государственные институты, политические партии, общественные организации и т. д.

Очевидно, процесс воздействия общества на формирующуюся личность имеет два аспекта: целенаправленное влияние различных социально-политических институтов и стихийное воздействие окружающей социально-политической среды.

В первом случае принято говорить об институциональной социализации, реализацию которой осуществляют социальные институты субъекты (агенты) социализации, в качестве которых выступают государство, система образования (включая негосударственные образовательные учреждения), политические партии и общественные организации, СМИ, а также такие неполитические по своей природе структуры, как семья и церковь. Понятие неинституциональной социализации характеризует спонтанное влияние социально-политических процессов на личность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)