Типы организаций по взаимодействию с внешней средой

То, как организована система, влияет на ее способность адаптироваться к изменениям внешней среды, а, следовательно, развиваться.

Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней:

  • «организация – внешняя среда»;
  • «подразделение – подразделение»;
  • «индивид – организация».

Способы взаимодействия сторон на этих уровнях характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить насколько эффективно она служит своей главной цели – организации взаимодействия между индивидом и внешней средой. Важное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

На проектирование организации и выбор организационной структуры влияет ряд факторов:

  • сложность и динамизм внешней среды;
  • технология работ в организации;
  • поведение работника;
  • стратегический выбор руководства.

Воздействие каждого из указанных факторов предопределяет конструкцию, которая наилучшим образом будет обслуживать интересы организации.

Ключевыми решениями в отношении проектирования организации являются:

  • степень разделения труда;
  • тип департаментизации;
  • способ координации;
  • масштаб управляемости;
  • количество уровней управления;
  • способ распределения прав и ответственности;
  • соотношение централизации и децентрализации в принятии решений.

Большинство крупных организаций осуществляет свое развитие через реализацию проектов разного уровня сложности, масштабности и трудоемкости. Каждый проект, появляясь в определенной внутренней и внешней среде, обязательно несет в себе изменения. Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.

Управление заинтересованными сторонами проекта относится к управлению коммуникациями для удовлетворения потребностей участников проекта и решения возникающих проблем. Для успешного осуществления проекта требуется максимально подробно описать состав заинтересованных лиц (сторон), в том числе его организационную структуру.

Необходимо оценить роли и меру ответственности заинтересованных лиц, а также информировать о них других участников проекта согласно целям его реализации и стратегии организации в целом.

Каждый проект имеет организационную структуру. Это временное объединение заинтересованных сторон, которые имеют определенные проектные роли, зоны ответственности, а также уровни и границы полномочий. Состав основных заинтересованных лиц проекта представлен на рис. 7.9.

Определение заинтересованных сторон направлено на установление всех людей и организаций, подверженных влиянию проекта. В зависимости от конкретного проекта список заинтересованных сторон может быть либо дополнен, либо наоборот сокращён. Описание процессов управления заинтересованными сторонами в стандарте PMBOK дано в традиционном для этого стандарта формате: «входы — инструменты и методы — выходы».

В упрощенном виде взаимосвязи процессов в рамках области управления заинтересованными сторонами показаны на рис. 7.10. В проекте всегда есть люди, способные повлиять на реализацию проекта (как положительно, так и отрицательно).

Именно эти люди и есть та целевая группа, которая называется «заинтересованные стороны», участники проекта, окружение проекта. Целью руководства заинтересованными лицами проекта является правильно понять потребности и ожидания заинтересованных сторон и уделить им необходимое внимание.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой

Этот процесс включает такие работы, как идентификация важных для заинтересованных сторон вопросов и их разрешение. Дипломатичность и такт имеют существенное значение при ведении переговоров с заинтересованными лицами.

Если руководитель проекта не имеет полномочий разрешить проблему, связанную с заинтересованным лицом, может потребоваться довести проблему до руководства более высокого ранга в соответствии с организационной структурой проекта или прибегнуть к помощи третьих лиц.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой

Для того чтобы руководитель проекта смог максимизировать пользу, приносимую положительно настроенными заинтересованными лицами, и, в случае необходимости, минимизировать вредное воздействие, необходимо провести подробный анализ заинтересованных лиц и их влияния на проект. В результате этого процесса могут быть разработаны планы управления заинтересованными сторонами с учетом приоритетности заинтересованных сторон.

На практике очень немногие руководители уделяют необходимое внимание определению заинтересованных сторон в проекте в должной мере, учитывают далеко не все риски, возникающие в процессе реализации, а также после завершения проекта, а в связи с этим и не имеют полного перечня как внутренних заинтересованных сторон, так и внешних.

При отборе заинтересованных сторон проекта необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:

  1. Выявление всех ключевых групп заинтересованных сторон.
  2. Проведение экспертной оценки степени угроз, исходящих от них, оценка их готовности к взаимодействию (противодействию), законности, значимости и срочности их требований.

Результаты проведенного исследования оформляются в таблицу 7.1.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой

На основе сформированной таблицы, руководителю проекта рекомендуется построить локальную карту заинтересованных лиц (рис. 7.12), отражающую их интересы и взаимосвязи.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой

Для максимального снижения риска негативных последствий от действий заинтересованных сторон при реализации проекта руководителю рекомендуется провести ряд мероприятий:

  1. Провести анализ их ожиданий от проекта.
  2. Продумать, у кого из этих заинтересованных сторон нужно собирать требования к результатам проекта.
  3. Идентифицировать риски, связанные с каждой заинтересованной стороной.
  4. Продумать стратегии работы с ними.

Важно не забывать, что список заинтересованных лиц всегда должен быть под рукой. По ходу осуществления проекта состав таких лиц может измениться, так как ряд участников включаются в работу только на определенных этапах. Руководителю необходимо периодически просматривать и обновлять список участников и конкретизировать перечень обязанностей, чтобы каждый оценивал и понимал предъявляемые к нему требования. Своевременный учет интересов заинтересованных лиц поможет вовремя наладить каналы взаимодействия в проекте, чтобы максимально снизить риски негативных последствий.

При этом задача руководителя проекта к каждой заинтересованной стороне найти такие методы работы, чтобы путем переговоров, убеждений и т.д. перевести участников из категории «не заинтересован» или «препятствующий» хотя бы в категорию нейтральных.

В заключении хотелось бы отметить, что необходимо более тщательно проводить оценку заинтересованных сторон. Подбор команды, не должен ограничиваться числом участников проекта, которые попадают под влияние проекта на стадиях инициации, планирования и реализации.

Существуют люди, которые будут пользоваться результатами проекта, а значит они являются неотъемлемой частью проектной среды, и их мнения, потребности и реакции необходимо принимать во внимание. Если существует противодействие или назревают конфликты между заинтересованными сторонами, проект может быть обречён на провал ещё в самом его «зарождении».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)