Типы организаций по взаимодействию подразделений

Второй уровень взаимодействия в организации «подразделение – подразделение» – строится в своей основе на использовании разных вариантов департаментизации, начиная от простой линейной до сложной матричной. Управленческие возможности, особенно в области координации при проведении специализации отдельных работ в организации ограничены, что в свою очередь, ограничивает размеры организации. Разрешить это возможно, если начать группировать сложные работы и их исполнителей вместе, то есть осуществлять их определенное организационное обособление.

Этот процесс организационного обособления называется департаментизацией. Существует много подходов в группировании специализированных работ в организациях, объединенных под термином «департаментизация» (от слова «департамент» или «отдел»).

Служба сбыта предприятия занимается реализацией следующих функций:

  1. Складирует готовую продукцию.
  2. Организовывает тарное хозяйство.
  3. Продает и доставляет продукцию потребителям.
  4. Осуществляет техническое обслуживание продукции.
  5. Подготавливает торговый персонал и организовывает деятельность торговых представительств.
  6. Осуществляет торговую коммуникацию.

Одним из основных вопросов, которые решает служба сбыта – уровень централизации осуществляемых ею функций. Для правильного решения данного вопроса, необходимо учитывать тот факт, что сбытовые функции в основном имеют два направления: функции производственно-сбытового плана и функции по управлению сбытом.

Вместе с тем согласно практике, функции по управлению сбытом можно полностью централизовать, тогда, как функции производственно-сбытового плана можно централизовать частично. То, насколько возможно централизовать сбытовые функции будет зависеть непосредственно от специализации производственных единиц, которые входят в состав производственных единиц, которые в свою очередь, входят в состав предприятия.


Существует предметная и подетальная централизация. Характеризующей составляющей предметной специализации является замкнутость технологического цикла внутри всякой производственной единицы предприятия, а также ее характеризует выпуск готовой продукции самостоятельными производственными единицами.

На предприятиях с предметной специализацией то, насколько централизованы функции отдела реализации готовой продукции обуславливается территориальным размещением производственных единиц, которые входят в состав предприятия.

Существует возможность сочетать централизованные и децентрализованные функции сбытовой деятельности. Например, это может быть нефтяной холдинг, который состоит из предприятия, занимающегося добычей сырья, предприятия по переработке добытого сырья, собственных транспортных средств и службы, которая реализовывает производимую продукцию.

Таким образом, необходимо отметить, что немаловажная задача службы сбыта на предприятиях заключается в установлении оптимальной ее структуры, зависящей от некоторых факторов.

Основные такие факторы заключаются:

  • в характере и масштабах производства;
  • в количестве производственных подразделений, работающих на предприятии; в количестве потребителей готовой продукции;
  • территориальном расположении потребителей;
  • организационной структуре складского хозяйства предприятия;
  • характере сбытовых операций, который непосредственно связан с поставкой готового товара потребителям;
  • в разнообразии транспорта, который используется для внутренней и внешней транспортировки готовой продукции;
  • в соотношении транзитных и складских поставках;
  • периодичности и равномерности поставок готового товара потребителям; в системе учета, которая принята на предприятии.

Принципы, которые используются при создании на предприятии организационной структуры службы сбыта можно разделить на следующие блоки:

  1. Продуктовый принцип.
  2. По принципу функциональной организации.
  3. По принципу организации в соответствие с потребностями отдельных потребителей или групп потребителей.
  4. Географический принцип.
  5. Комбинированный принцип.

В таблице 1 представлена классификация принципов формирования службы сбыта на предприятии относительно сбытовых критериев.

В организацию сбыта входит:

  • организация сбора информации о спросе на производимую продукцию;
  • заключение хозяйственных договоров с потребителями на поставку продукции;
  • подбор методов и форм сбыта товаров, а также способов доставки продукции потребителю;
  • правильно организованная работа информационно-диспетчерская службы, проведение отчетности;
  • организация стимулирования спроса на производимый предприятием товар и осуществление рекламной деятельности;
  • проведение торговой коммуникации, претензионной и правовой работы.

Результат предприятия по части финансово-хозяйственной деятельности определяется объемами сбыта (реализации) продукции предприятия. От объема сбыта продукции и зависит, какие доходы будут у предприятия и его прибыль. Как показывает практика коммерческой деятельности, важным в работе предприятия является и выполнение сбытовой функции.

Даже в случае незначительных отклонений от запланированных работ, предприятие может ощутить на себе негативные последствия. Поэтому при проведении анализа сбытовой деятельности, необходимо определить причины сбоев и недостатки в сбытовом процессе, а также нужно их устранить.

Проанализировав отечественную и зарубежную практику логистического моделирования, можно составить следующие рекомендации, направленные на повышение результативности сбытовой деятельности:

  • усилить конкретность моделей, приблизив их к практике;
  • создание нескольких моделей, которые будут учитывать влияние разных внутренних и внешних факторов;
  • моделирование основывать на достижении ключевых итоговых результатов сбытовой деятельности, которые содействуют достижению стратегических целей предприятия;
  • постепенный переход к политике рыночной ориентации предприятия по части производства;
  • детализировать логистические формы сбыта до создания описаний заданий определенным исполнителям;
  • регулярный учет в моделях ресурсных и временных параметров, что позволит снизить затраты на единицу итогового результата;
  • основой логистического моделирования сбыта является управление людьми, а не товарными потоками;
  • в моделях создавать элементы стимулирования и контроля исполнителей;
  • насколько работоспособными являются логистические формы сбыта, определяется настроем руководства предприятия на практике демонстрировать основные принципы логистики.

Типы организаций по взаимодействию подразделений

Для реализации этого, необходимо постоянно совершенствовать управление и реализацию предприятием в таких направлениях:

  • контролировать цели и задачи предприятия на основании логистики и с перспективной ориентацией превратить маркетинг из функции сбыта в идеологию предприятия;
  • постоянно совершенствовать способы и средства управления сбытом, в том числе используя логистическое моделирование финансовых, материальных, информационных и трудовых потоков;
  • улучшать организационную структуру предприятия, в которой основными должны стать организационные структуры: логистика заготовки, логистика производства и логистика распределения;
  • совершенствовать систему информации внутри самого предприятия, повышать гласность и прозрачность управления предприятием, усилить позитивную мотивацию работников предприятия и общую ориентацию производства на соответствие платежеспособному спросу потребителей;
  • усовершенствовать управленческое мышление и переход на освоение принципов рыночно ориентированного производства;
  • вовлечь сотрудников предприятия в его управление, создать атмосферу сотрудничества между руководством и исполнителем, а также наладить сотрудничество между коллективами разных подразделений предприятия;
  • постоянно повышать квалификацию кадров для модернизации производства, а также для того, чтобы быть конкурентоспособными на конкурентных рынках.

Производитель, который заинтересован в том, чтобы его продукция имела спрос, должен быть хорошо знаком с реальным положением дел на рынке. Основываясь на данной информации, он уже принимает обоснованное решение по реализации своей продукции.

Основываясь на данных представлениях предприятие, должно уметь перестраивать свою деятельность эффективней и быстрее, чем делают это его конкуренты. При этом на предприятии должны учитываться интересы, которые касаются непосредственно сохранения и повышения благополучия непосредственно самого предприятия, а также потребителей его продукции и общества. Базой для снабженческой, производственно-технологической, модернизационной, инновационной и финансовой политики предприятия должна быть его сбытовая политика.

В заключении хочется отметить, что если на предприятии будет создана продуманная и документально зафиксированная сбытовая политика, то она станет эффективным инструментом контроля за сбытовой деятельностью самого предприятия, а также позволит контролировать его положение на рынке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)