Типы нововведений в школе и вузе
Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям.
Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе.
Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:
- в целях и содержании образования;
- методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;
- формах и способах организации обучения и воспитания;
- деятельности администрации, педагогов и учащихся.
Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема).
Здесь выделяют следующие преобразования:
- локальные и единичные, не связанные между собой;
- комплексные, взаимосвязанные между собой;
- системные, охватывающие всю школу или вуз.
Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:
- модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);
- комбинаторные нововведения;
- радикальные преобразования.
Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику (по фактору времени).
При таком подходе нововведения относят к:
- замещающим;
- отменяющим;
- открывающим;
- ретровведениям.
Источники идей обновления школы и вуза
В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:
- потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
- воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;
- достижения комплекса наук о человеке;
- передовой педагогический опыт;
- интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
- опытно-экспериментальная работа;
- зарубежный опыт.
Критерии оценки нововведений.
Выделяют следующие критерии оценки нововведений:
- Масштаб преобразований.
- Степень глубины осуществляемого преобразования.
- Степень новизны по фактору времени.
Инновационная деятельность ОУ, вовлекающая всех субъектов педагогического коллектива, является проектной и подразумевает ряд исследований, положенных в его основу.
Способы введения новшеств в школу:
- развитие своего собственного опыта,
- заимствование кем-то созданного опыта,
- освоение научных разработок,
- путь проб и ошибок,
- эксперимент.
Педагогический эксперимент предполагает следующий алгоритм действий: обоснование темы и ее формулировка; определение объекта, предмета, цели и задач эксперимента; выдвижение гипотезы исследования; разработку и выбор конкретных методик и методов исследования: определение сроков и этапов эксперимента (начальная диагностика, фиксация текущих результатов, проведение итоговых срезов), базы эксперимента, критериев оценки ожидаемых результатов эксперимента; оформление результатов эксперимента.
- Контекстный подход
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Методика изучения педагогического опыта
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу