Типология конфликтов в зависимости от их причин

Социально-психологическая сущность конфликта осознается и понимается скорее и эффективнее, если проведена некоторая классификация (типология) конфликтов по их признакам. Хотя единой классификации не создано, можно выделить наиболее общие типы конфликтов по одному из отличительных признаков.

По причинам появления конфликта выделяют следующие виды межличностных конфликтов:

  • конфликты, вызванные недоразумениями в передаче и восприятии информации (отсутствие или недостаток информации; ошибочная информация; различия в понимании важности информации; различия в интерпретации информации; непохожесть в порядке и способах оценки информации);
  • конфликты, вызванные особенностями взаимодействия (выразительные эмоции; неправильное толкование и стереотипность мышления; отсутствие обратной связи; часто повторяющиеся негативные поступки; различия в критериях оценки идей и поведения и т. д.);
  • конфликты, возникшие на уровне служебно-коммуникативного взаимодействия, т. е. «вертикальные» и «горизонтальные» (первые могут быть типа «работник — руководитель» или наоборот, в зависимости от того, кто является инициатором конфликта, а вторые — типа «работник — работник», инициатива может исходить от одного из сотрудников или же от обоих одновременно).

Среди общих причин возникновения конфликтов, связанных с психологическими и социально-психологическими особенностями участников межличностного взаимодействия, можно назвать следующие:

  • ценностные факторы (принципы, которые провозглашает человек или отвергает; личностные системы убеждений, верований и т. п.);
  • особенности отношений, связанных с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствием (учитываются их основа, сущность, баланс силы, значимость для себя и других, продолжительность, совместимость/несовместимость сторон и др.);
  • поведенческие факторы (ущемление интересов, подрыв самооценки, эгоизм, безответственность, несправедливость, скептицизм, сосредоточение внимания на мелочах, грубость, давление и т. д.);
  • незнание характерных психологических свойств другого лица;
  • неправильное толкование мыслей, поступков (отсутствие неформального общения, в результате чего создается поверхностное представление о собеседнике; психологическая скованность, неумение или боязнь продемонстрировать свои истинные качества; психологическая усталость, когда однообразие лиц, условий работы, ритма труда вызывает негативные эмоции);
  • несоблюдение общепринятых моральных норм, переоценка собственных возможностей и недооценка возможностей других.

По признаку «объективность — субъективность причины» конфликты разделяют на:

  • деловые (в основе делового конфликта лежит вполне конкретная объективная причина, связанная с предметно-деловыми разногласиями);
  • эмоциональные (источники эмоциональных конфликтов кроются, прежде всего, в личностно-прагматических интересах оппонентов, их психологической несовместимости).

По количеству участников выделяют диадные и групповые конфликты.

Конфликты между двумя участниками (так называемые диадные конфликты) являются наиболее распространенным типом межличностного делового или эмоционального конфликта, где в роли оппонентов выступают два человека, каждый из которых является субъектом — носителем определенных ценностей, интересов и мнений. И именно диадный конфликт отличается эмоциональным запалом и напряженностью, протекает, как правило, в открытой форме.

Этот конфликт обычно возникает на почве личных симпатий — антипатий, но в определенной группе эмоциональные отношения между людьми всегда оказываются тесно переплетенными с деловыми, карьерными и другими интересами.

Относительно конфликтов между личностью и группой, можно сказать, что они отражают противоречие между ожиданиями и требованиями отдельной личности и сформированными в группе нормами поведения.

Известны и другие признаки, по которым классифицируют межличностные конфликты:

  • по признаку «продолжительность течения» конфликты разделяют на кратковременные и затяжные;
  • по степени их влияния на эмоциональное состояние и деятельность оппонентов выделяют конфликты, которые нарушают эмоциональную и деловую стабильность участников, и разрушительные конфликты.

Динамика протекания конфликта зависит от поведения его оппонентов.

Известны такие формы протекания конфликта:

  • открытый конфликт, который характеризуется очевидным, ярко выраженным, эмоционально насыщенным столкновением сторон;
  • скрытый конфликт (реальные различия скрываются оппонентами за внешне безупречными формами отношений);
  • так называемый «слепой» конфликт (один или оба участника вообще не осознают его наличия);
  • «неизвестный» конфликт (реальные противоречия маскируются, а на поверхности отношений остается слабо выраженная неприязнь).

Одновременно каждая форма течения конфликта имеет свой специфический тип поведения и взаимоотношения людей. На стадии, когда состояние напряженности скрыто, чрезвычайно важен момент осознания ситуации как конфликтной, то есть момент понимания того, что противоречие, которое возникло, привычным образом не разрешится.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)