Типологии семейных отношений

До 60-х гг. XIX в. семья рассматривалась как исходная модель общества, а само общество трактовалось как разросшаяся вширь семья, причем, как патриархальная семья.

Самое большее, что допускалось, так это то, что в древние времена якобы мог существовать период неупорядоченных половых отношений.

Приводились свидетельства Демокрита и некоторых античных авторов, которые писали о таком явлении как промискуитет. Но с подачи Платона господствующим стало представление о патриархальной семье, тип которой господствовал практически до середины XIX века.

К середине XIX в. накопились представления, которые стали подрывать платоновскую концепцию о том, что первичной формой брачных отношений была только патриархальная парная семья.

В частности, уже в эпоху великих географических открытий появлялись первые представления о матриархате и групповом браке, хотя они не поколебали господство патриархальных представлений (во второй половине XIX в. ученые стали серьезно изучать народы, которые находились на стадиях первобытного и совсем не патриархального общества).

В Европе знали о многоженстве на Востоке и даже о многомужестве в буддистской традиции, но эти факты никак не соотносились, скорее, считались отклонениями от нормы.

Первыми учеными, которые в 60-х гг. XIX в. пришли к идее того, что семья не была неизменным явлением и ее формы менялись, были швейцарский историк И.Я. Бахофен и шотландский юрист Дж.Ф. МакЛеннан.

Идея изменчивости форм брака и семьи – это в широком плане идея эволюционизма. Эволюционисты как раз активно заявили о себе во второй половине XIX в. Наиболее полно эта идея нашла отражение в исследованиях американского антрополога, эволюциониста Льюиса Г. Моргана, особенно в его капитальном труде «Древнее общество» (1877 г.).

Он приходит к выводу, что уже род должен был быть экзогамной группой, которая не состояла из непосредственных родственников. Если такой вывод относился к материнскому роду, более раннему, то таковым непременно был и род отцовский.

Интересно
С подачи Моргана и ранее перечисленных авторов, возобладала концепция изменений древней семьи: промискуитет сменяется родом, в частности, материнским, который переходит от прямого родства к роду отцовскому, где главный мужчина, хотя и воспринимался как отец (вождь, старейшина), уже не был реальным отцом для всех членов рода.

Важнейшая социологическая характеристика семьи – моногамная и полигамная, моногамный и полигамный браки. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары: мужа и жены, и она наиболее типична для европейских, американских народов.

Полигамная семья – это, как правило, мужчина имеет несколько жен. Моногамная семья – результат более позднего исторического развития, она появляется на стадиях разложения родовых отношений, при формировании элементов частной (личной) собственности и т.п.

Полигамная семья отражает более ранний период родоплеменных отношений, и она остается у многих народов по сей день, приобретя разнообразные формы: брак между одним мужчиной и несколькими женщинами – полигиния; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами – полиандрия; брачные отношения между несколькими мужчинами и несколькими женщинами как разновидность полигамии – групповой брак.

Если одновременно учитываются и система супружества, и система родства, то возникают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).

Из всех этих форм наиболее распространенным видом полигамии является полигиния, в то время как полиандрия – редкое явление.

Если же сравнивать формы полигамии с моногамией, то картина такова (цифра – это число обществ, где она преобладает, правда, не очень ясно, как источник определяет само общество и его рамки): моногамия – 40, полигамия – более 140.

Следовательно, в мире в количественном отношении наибольшее преобладание у полигамных форм брака, даже по сравнению с моногамией.

При этом важно учитывать, что господство той или иной формы брачных отношений определяется не извращенными вкусами, а, как правило, экономическими факторами или устоявшимися традициями.

Интересно
Полигиния также оказалась выгодной формой брачных отношений для женщин в тех обществах, где много мужчин погибали на войне, в конфликтах (например, у большинства племен Африки).

Полиандрия, например, зафиксирована в Тибете (Китай). Она объясняется в основном традицией: земля принадлежала всему роду без права ее раздела на отдельные участки, но при этом может передаваться во временное пользование.

Наиболее соответствующей данной традиции становилась форма брачных отношений, где мужчины, как правило, это были братья, должны были иметь общую жену.

При данной форме матриархата именно женщина становилась связующим элементом, основой хозяйственных отношений рода, хотя этот пример и отличается от первобытной матриархальной полиандрии.

Пример возникновения другого типа полигамии: у некоторых племен южной Индии до завоевания ее англичанами преобладала фратернальная полиандрия: женщин на всех мужчин не хватало, ибо существовала кощунственная традиция выборочного убийства родившихся девочек.

Братьям в большой семье приходилось иметь одну общую жену. Однако англичане уничтожили этот, по их мнению, варварский обычай, но сложившаяся традиция лишь видоизменилась – моногамный брак не стал преобладать, а возникли формы группового брака: если прежде братья имели одну общую жену, теперь они стали заводить несколько общих жен.

Следующая социологическая характеристика типов семей – нуклеарные и расширенные. Нуклеарный тип семьи – это супружеская пара с детьми, не состоящими в браке (родители и дети, которые от них зависят). По сути, нуклеарный тип семьи, как раз и отражает понятие «семейного ядра».

Расширенный тип семьи включает в себя два или более поколений, т.е., может включать в себя нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

Нередко (особенно на селе) расширенная семья представляет собой группы, которые живут по отдельности, но обычно селятся по соседству и принимают участие в некоторой общей деятельности (например, обработке земельных участков).

Выделяются такие семейные системы как «патриархальные», «матриархальные» и «эгалитарные». Патриархальные – главенство в роде за отцом, мужчиной. Это наиболее распространенный в мире тип семьи, а в некоторых странах главенство отца закреплено юридически – Таиланд, Япония, Иран, Бразилия.

Матриархальные – власть принадлежит жене или матери (этот тип исторически редок и нигде в современных оформившихся обществах, за исключением некоторых родоплеменных групп, не присутствует).

Эгалитарные – во многих индустриально-развитых странах, где женщины также работают, занимают высокий общественный статус. В таких семьях обычно роли распределены на равных, паритетных началах.

Типы семей можно классифицировать по месту жительства на:

  • «неолокальные» (молодая семья живет отдельно от родителей);
  • «патрилокальная» (девушка уходит из своей семьи и живет в семье мужа, или молодая пара живет поблизости от семьи мужа);
  • «матрилокальная» (молодые живут с родителями невесты или поблизости от них и испытывают экономическое воздействие от родственников жены).

При этом преобладание этих форм в мире таково: на первом месте – патрилокальные, второе – матрилокальные, третье – неолокальные формы семьи.

В социологии семьи важными являются понятия «экзогамия» и «эндогамия» и, соответственно, экзогамный и эндогамный браки. Реально в обществах существуют правила, устанавливающие нормы вступления в брак: с кем, с представителем какой социальной группы, возраста и т.д.

Правила, регулирующие вступление в брачные отношения представителей одних и тех же или близких социальных групп, называются эндогамией. Другими словами, когда дворянин женился на дворянке, это был эндогамный брак; когда дворянин, вопреки традициям общества, брал в жены крестьянку, такой брак являлся экзогамией.

Таким образом, вступление в брак с спредставителями не своего социального слоя, называется экзогамным браком. По данным Смелзера, в современных западных обществах преобладают именно экзогамные браки.

Болезнь наследника российского престола царевича Алексея была результатом господствовавших в европейских царских домах эндогамных традиций. Нынешние царские и королевские европейские семьи отказались от этой традиции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)