Теории, анализирующие структуру человеческой личности

Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры.

Существует множество подходов к ее рассмотрению.

Наиболее известной является модель личности, созданная З.Фрейдом.

Эта модель представляет собой трехуровневое образование:

  • нижний слой («Оно», или «Ид» – бессознательные импульсы, точнее огромный слой бессознательного, который оказывает повседневное воздействие на поведение человека и от которого, по Фрейду, полностью нельзя освободиться);
  • средний слой («Я», или «Эго», сознание);
  • верхний слой («Сверх-Я», или «Супер-Эго» – нормы общества, его требования, которые постоянно влияют на человека).

Первый и третий – это наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои, они с обеих сторон «атакуют» психику человека и могут порождать невротический тип поведения.

Одновременно, это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в постоянном конфликте с обществом.

По Фрейду, развитие общества приводит к постоянному росту, увеличению этого верхнего слоя («СверхЯ»), а это неизбежно ведет к увеличению психоза. Вся история, по Фрейду, это усиление человеческого психоза.

Наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми «Сверх-Я» (нормами общества), – с другой.

Механизмом разрешения этих конфликтов выступает «сублимация» (вытеснение) «Оно» (происходит вытеснение «Оно» и усиливается «СверхЯ»).

Хотя идеи Фрейда долгое время считались антинаучными, его бесспорная заслуга в обосновании идеи о многоплановой структуре личности, о взаимодействии в поведении человека биологического и социального.

Структура личности, предложенная современными отечественными авторами (Платонов, Леонтьев и другие). Она включает три компонента: «память», «культура» и «деятельность».

Память – знания и оперативная информация; культура — социальные нормы и ценности; деятельность — практическая реализация потребностей, интересов, желаний личности.

По мнению сторонников этой теории, особую роль играют в формировании личности пласты культуры – традиционные и современные.

Личность формируется в виде пластов, которые накладываются последовательно один на другой. Личность как бы представляет собой сложную, послойную систему и ломка существующего культурного слоя ведет нередко к психическим расстройствам и заболеваниям.

Чтобы человек смог после этого нормально воспринимать общество и мир, надо последовательно и осторожно снимать слой за слоем, чтобы человек начал нормально воспринимать мир, или, наоборот, наращивать новый, здоровый слой.

Третий подход к структуре личности строится на извечном антагонизме, чего больше в личности – социального, коллективного или индивидуального и эгоистического?

В соответствии с этим взглядом, личность, по Бердяеву, это «живое противоречие». Каков же результат? Доведенный до крайности коллективизм приводит к нивелировке личности, к уравниловке, но ничуть не лучше другая крайность.

Очевидно, реальная личность – это разумный баланс индивидуального и коллективного начал, которые оба присущи человеку как биологическому, видовому и социальному существу.

Поэтому на вопрос: какие же черты личности формируются в процессе воспитания и какие надо формировать, данная теория говорит о чертах, которые являются парноуравновешанными:

  • чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
  • доброта и строгость, желание и умение понимать других людей и, одновременно, требовательность к себе и другим и т.п.

Этим подчеркивается, что нет «абсолютных» положительных или отрицательных качеств. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности, «золотую середину».

«Поведенческая концепция» (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и другие). Еще один образ личности – как системы реакций на различные стимулы.

Интересно
Данная теория опирается при формировании личности человека на «воздействия» и «стимулы»: если поведение личности поощряется, положительно стимулируется, то личность будет лояльна, доброжелательна к окружающим и к социальной системе в целом; если же человек не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя, скорее всего, агрессивно, дезорганизующе.

Эта концепция проводит прямую связь поведения человека и социальных стимулов. В качестве «стимула» может выступать любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение и т. п., но обязательно социально значимое для человека.

Другими словами, если человек получает вознаграждение не соответствующее его вкладу, то формируется неадекватное отношение к обществу: обиды, недовольства.

Если перенести этот принцип на уровень межличностных отношений: добровольное взаимодействие между партнерами, например, в совместной компании существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше.

Однако данная концепция почти совсем не оставляет за личностью возможности особого отношения к воздействиям, рисует излишне прямую, почти физическую зависимость стимула и реакции. Как будто любое поведение человека, это всегда только реакция на воздействие.

Тем более она слабо учитывает варианты поведения: когда, например, человек получает излишнее вознаграждение, избалован им, или недополучает должного вознаграждения – реакции могут быть неожиданными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)