Теории, анализирующие структуру человеческой личности
Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры.
Существует множество подходов к ее рассмотрению.
Наиболее известной является модель личности, созданная З.Фрейдом.
Эта модель представляет собой трехуровневое образование:
- нижний слой («Оно», или «Ид» – бессознательные импульсы, точнее огромный слой бессознательного, который оказывает повседневное воздействие на поведение человека и от которого, по Фрейду, полностью нельзя освободиться);
- средний слой («Я», или «Эго», сознание);
- верхний слой («Сверх-Я», или «Супер-Эго» – нормы общества, его требования, которые постоянно влияют на человека).
Первый и третий – это наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои, они с обеих сторон «атакуют» психику человека и могут порождать невротический тип поведения.
Одновременно, это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в постоянном конфликте с обществом.
По Фрейду, развитие общества приводит к постоянному росту, увеличению этого верхнего слоя («СверхЯ»), а это неизбежно ведет к увеличению психоза. Вся история, по Фрейду, это усиление человеческого психоза.
Механизмом разрешения этих конфликтов выступает «сублимация» (вытеснение) «Оно» (происходит вытеснение «Оно» и усиливается «СверхЯ»).
Хотя идеи Фрейда долгое время считались антинаучными, его бесспорная заслуга в обосновании идеи о многоплановой структуре личности, о взаимодействии в поведении человека биологического и социального.
Структура личности, предложенная современными отечественными авторами (Платонов, Леонтьев и другие). Она включает три компонента: «память», «культура» и «деятельность».
По мнению сторонников этой теории, особую роль играют в формировании личности пласты культуры – традиционные и современные.
Личность формируется в виде пластов, которые накладываются последовательно один на другой. Личность как бы представляет собой сложную, послойную систему и ломка существующего культурного слоя ведет нередко к психическим расстройствам и заболеваниям.
Чтобы человек смог после этого нормально воспринимать общество и мир, надо последовательно и осторожно снимать слой за слоем, чтобы человек начал нормально воспринимать мир, или, наоборот, наращивать новый, здоровый слой.
Третий подход к структуре личности строится на извечном антагонизме, чего больше в личности – социального, коллективного или индивидуального и эгоистического?
В соответствии с этим взглядом, личность, по Бердяеву, это «живое противоречие». Каков же результат? Доведенный до крайности коллективизм приводит к нивелировке личности, к уравниловке, но ничуть не лучше другая крайность.Очевидно, реальная личность – это разумный баланс индивидуального и коллективного начал, которые оба присущи человеку как биологическому, видовому и социальному существу.
Поэтому на вопрос: какие же черты личности формируются в процессе воспитания и какие надо формировать, данная теория говорит о чертах, которые являются парноуравновешанными:
- чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
- доброта и строгость, желание и умение понимать других людей и, одновременно, требовательность к себе и другим и т.п.
Этим подчеркивается, что нет «абсолютных» положительных или отрицательных качеств. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности, «золотую середину».
«Поведенческая концепция» (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и другие). Еще один образ личности – как системы реакций на различные стимулы.
Эта концепция проводит прямую связь поведения человека и социальных стимулов. В качестве «стимула» может выступать любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение и т. п., но обязательно социально значимое для человека.
Другими словами, если человек получает вознаграждение не соответствующее его вкладу, то формируется неадекватное отношение к обществу: обиды, недовольства.
Однако данная концепция почти совсем не оставляет за личностью возможности особого отношения к воздействиям, рисует излишне прямую, почти физическую зависимость стимула и реакции. Как будто любое поведение человека, это всегда только реакция на воздействие.
Тем более она слабо учитывает варианты поведения: когда, например, человек получает излишнее вознаграждение, избалован им, или недополучает должного вознаграждения – реакции могут быть неожиданными.
- Синергетика в социокультурной динамике
- Каков главный способ социальных изменений – революция или реформа
- Понятие модернизации
- Формирование человеческих представлений о том, как развивается общество
- Прогресс и регресс в обществе
- Фордизм, корпоративизм и идеи социального партнерства
- Исследования Р. Дарендорфа и современное видение роли социального партнерства
- Формирование идеи социального партнерства и ее изменения в XX веке
- Источники и причины социальных и политических конфликтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу