Теория привязанности

Одним из наиболее популярных в настоящее время направлений пси­хоанализа в западной психологии является теория привязанности, ос­нователями которой стали американские психологи Джон Боулби и Ма­рия Эйнсвотс.

В этой теории, как и в психоанализе, центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. Именно опыт отношений с родителями на первом году жизни, который порождает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития.

 

Определение
Однако, в отличие от психоанализа, привязанность ребенка к матери определяется не тем, что мать является источником физического удовольствия (пищевого или сексуального), а тем, что она обеспечивает его защиту и безопасность.

 

Привязанность обусловлена врожденными, генетическими механизмами. С точки зрения Дж. Боулби, мать и у жи­вотных, и у человека выполняет прежде всего роль защиты потомства от неблагоприятных воздействий среды.

В процессе эволюции выраба­тывается определенный инстинктивный механизм, при «включении» которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях, по­тенциально опасных для него. Этот подход можно было бы назвать эволюционно-этологическим. Следует заметить, что большинство исследований, подтверждающих эту точку зрения, проводились на животных.

 

Важно
Так, важным доказательством инстинктивного стремления младенца к за­щите матерью считаются опыты X. Харлоу с детенышами макакрезусов. В этих опытах обезьянкам предоставлялся «выбор» двух искусственных мам.

 

Одна из них была «кормящей» (к ней был прикреплен рожок с молоком), но жесткой и холодной (сделанной из проволоки), а другая — теплой и пушистой (сделанной их меха), но не дающей никакой пищи. Оказа­лось, что маленькие макаки явно предпочитали пушистую маму (особенно в случае опасности), а к проволочной обращались только за пищей.

Эти эксперименты подтверждают второстепенную роль кормления для формирования привязанности детенышей к маме и доказывают решающее значение физического комфорта от соприкосновения с мяг­ким теплым телом.

Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюционно-генетическое происхождение, само качество привязанности зависит от внешних факторов — главным образом от опыта первых отношений с матерью.

 

Интересно
Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет неж­ность, заботливость, чувствительность к потребностям и интересам ребенка, у него формируется надежная привязанность, которая дает чувство безопасности и способствует проявлению продуктивной актив­ности в разных сферах.

 

Если же мать недостаточно внимательна и за­ботлива к малышу, если слишком холодна и строга, у него возникает ненадежная привязанность и связанное с ней чувство собственной незащищенности и уязвимости.

В том случае, когда поведение матери непоследовательно и непредсказуемо, привязанность приобретает тре­вожно-амбивалентный характер — ребенок становится капризным, склонным к манипулированию родителями.

Качество привязанности обычно выявляется в специальном тесте, разработанном М. Эйнсворт и получившем название «незнакомая. Этот тест включает ряд различных ситуаций, в которых варьируется присутствие или отсутствие матери и незнакомого взрос­лого в новой для малыша ситуации с незнакомой игрушкой.

Главным показателем качества привязанности является реакция ребенка на по­явление и уход матери и его познавательная активность в новой обста­новке. Для детей с надежной привязанностью характерны активная исследовательская деятельность в новой обстановке, отсутствие страха перед незнакомцем и радость при появлении матери.

 

Интересно
Привязанность как мотивационно-поведенческая система складыва­ется к концу первого года и становится тем базисом, на котором проис­ходит дальнейшее развитие личности ребенка. К этому возрасту у ре­бенка складывается важнейшее психологическое образование, которое Боулби назвал «внутренняя рабочая модель». Эта модель представляет собой неразрывную и взаимообусловленную связь себя и другого. Ре­бенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то, как он к нему относится.

 

Например, в случае надежной и безопасной привя­занности ребенок воспринимает себя как любимого, достойного уважения, смелого, умного, а близкого взрослого — как источник любви, за­щиты и уважения. Если его привязанность ненадежна PI небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не спо­собному, а предмет его привязанности становится источником страха и опасности.


Таким образом, отношение ребенка к себе и его представ­ление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего к матери).

Привязанность включает две противоположные тенденции:

  •  стремление к познанию внешнего мира, к риску, к опасности;
  •  стремление к защите и к безопасности.

Первая тенденция уводит ребенка от матери в новый, неизвестный мир, вторая — напротив, возвращает к ней. Эти две тенденции нераз­рывно связаны и взаимообусловлены: чем надежнее PI безопаснее при­вязанность, тем выше познавательная активность ребенка. Поэтому от качества привязанности зависит дальнейшее развитие всех познава­тельных и коммуникативных способностей ребенка.

В последнее время в американской и европейской психологии появ­ляется все больше исследований, где доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка к матери, возникшего в раннем дет­стве, на самые разные аспекты его дальнейшей жизни: успехи в школе, решение социальных познавательных проблем, отношения с ровес­никами, успешность адаптации к социальной среде и пр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)