Текст энциклопедия и текст архив

Среди множества нового и полезного, что дает пользователю ги­пертекст, он актуализирует и поднимает на более высокий уровень и хорошо знакомые инструменты. Речь идет об энциклопедии и архи­ве, которые представлены в любой более или менее грамотно постро­енной веб-публикации.

Энциклопедия. Веб-публикация технологически (ключевые слова, ссылки-связи, описание контента) предлагает новые возможности для доступа к большим и сложным источникам информации. Умберто Эко в своей статье «От Интернета к Гутенбергу» пишет:

Энциклопедии замышляются только для спорадического и никогда для линейного чтения. Нормальные люди энциклопедию открывают, чтоб узнать, когда умер Наполеон или какова формула серной кисло­ты.

Ученые используют энциклопедию более изощренно. Скажем, мне надо посмотреть, могли Наполеон встречаться с Кантом. Я беру то­ма на Н и на К, вижу, что годы жизни Наполеона — 1769—1821, а Канта — 1724—1804, в 1804 году Наполеон был уже императором. Значит, не исключено, что встречались.

Наверное, я полезу в биографию Канта или Наполеона, но в краткой биографии Наполеона, учитывая, сколько людей он перевстречал, Кан­та могут и не упомянуть, а вот в биографии Канта, если они встреча­лись, о Наполеоне обязательно скажут. Короче говоря, мне придется полазить по полкам, понавыписыватъ себе данных для последующего со­поставления, в общем, проделать утомительный физический труд.

С гипертекстом же я могу плавать по энциклопедии. Могу сопрягать событие, заявленное вначале, с другими, рассеянными в толще текста, могу сравнивать начало и конец, могу получить перечень всех слов, начи­нающихся на А, могу выявить все случаи, когда имя Наполеона совпадает с именем Канта, могу сравнивать даты жизни разных людей короче, работа будет выполнена за несколько секунд или минут.

Любую публикацию в интернете (особенно журналистскую пуб­ликацию), снабженную хотя бы одной ссылкой, можно (и нужно) строить как энциклопедическую статью, с одной стороны, предна­значенную для спорадического чтения, а с другой — потенциально содержащую в себе все богатство человеческого знания.

Для этого читателю должна быть предоставлена возможность, во-первых, уточнения и сравнения данного текста с другими текстами на эту или близкую тему, во-вторых, возможность уточнения используе­мых терминов, в-третьих, возможность ухода, в широкий контекст. Например, представим себе статью, посвященную вспышке атипич­ной пневмонии.

Помимо знакомства с фактом появления этой болез­ни читатель скорее всего захочет подробнее узнать: что это за болезнь? почему она возникла в Китае? какие прогнозы для России? что может произойти на финансовых рынках в связи с этим событием? стоит ли ехать отдыхать в Испанию этой весной? какой марки холодильник вы­брать для дома?

Мы описали возможную траекторию движения от сообщения об атипичной пневмонии к холодильникам. Она могла быть и другой, например в сторону микробиологии, далее к ядерной физике, потом к культуре Китая, иероглифам, символогии, психологии и дизайну интерьера.

В результате возникают новые непредсказуемые смысло­вые связи и ассоциации, общим между которыми является принцип энциклопедичности или фреймовости знания, который позволяет проводить исследования, делать прогнозы.

Другой очень полезный инструмент гипертекста — архив. Только специалисты и только по специальному случаю заглядывают в под­шивки газет и журналов, и это требует достаточно больших усилий.

В интернете ситуация другая — все публикации в нем, даже толь­ко что появившиеся, это уже архив. Михаил Ямпольский в статье «Интернет, или Постархивное сознание», опубликованной в «Новом литературном обозрении» (nlo.maga-zine.ru № 32 1998 г.), определил интернет как некую радикальную трансформацию архива, сводящую­ся к следующему:

Во-первых, интернет общедоступен. Он никем не контролиру­ется и в отличие от классических архивов ориентирован на макси­мально широкое использование содержащихся в нем материалов.

Во-вторых, интернет сегодня обладает очень небольшой глуби­ной памяти — примерно 5—10 лет. Классический архив обыкновенно получал материалы как раз через пять-десять лет после того, как они теряли свою актуальность. Это положение очень существенно, поскольку интернет аккумулирует актуальные материалы, мгно­венно переводя их в статус архивных.

И, в-третьих, интернет не производит селекции архивируемых материалов, а потому в нем оказывается много такого, чего тради­ционные архивы не допускали в свои хранилища, — коммерческая ин­формация, порнография и т.д.».

С позиции историка из будущего «интернет в вопросе верифика­ции истины дает некую полноту разнообразных источников, в то время как показания очевидца — всегда лишь единичный, а, следова­тельно, не верифицированный источник.

Действительно, интернет обеспечивает связность информацион­ных фреймов — «со-общений», или со-бытий. Событие — это факт, которому соответствует определенная дата. Последовательность фак­тов — хронология событий, которая становится архивными данными и ложится в основу последующей их интерпретации историками бу­дущего.

Возникает новое качество историографии — независимость ее от оценок значимости событий современниками. Историки хоро­шо знают, что оценка современниками тех или иных событий очень часто бывает неадекватна. Значимое воспринимается как второсте­пенное и поэтому оставляет будущему мало надежных источников. А то, что является второстепенным, в ретроспекции, напротив, описа­но подробно и во множестве. Интернет стремится к модели идеаль­ного архива, в котором теоретически фиксируется любое событие невзирая на степень его значимости для современников.

Принципы энциклопедичности и архива, обусловленные техноло­гически, необходимо учитывать и использовать при подготовке веб-изданий. Это уже сложившаяся культурная норма чтения интернет-публикаций, которая находит все большее число последователей.

Веб-издание — это не только новость и анализ новости, но одновре­менно это и справочник, и материал для исследования и самообучения.

Поэтому подготовка справочного аппарата, выделение ключевых понятий, ориентация на поисковые системы, организация архива, а также система ссылок становятся важнейшими компонентами автор­ской работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)