Типологическая характеристика сайтов российских радиостанций в интернете

Web-радио, или версия радиостанции в интернете, — сегодня эти по­нятия не являются неологизмами для тех, кто хоть как-то знаком с миро­вой паутиной. Да и те, кто не прошел еще таинства виртуального креще­ния, наверняка знают о том, что их любимая радиостанция имеет свою страничку где-то в интернете, адрес которой можно услышать многократно и в промороликах, и из уст ведущих (что-то вроде: «тройное дабл’ю радио точка ру»).

И само явление радиовещания в сети уже не относится к разря­ду экзотики и становится обязательным атрибутом уважающей себя (и своих слушателей) станции.

И все-таки парадокс: есть явление, есть (размытое, но все же) поня­тие об этом явлении, но до сих пор нет основательного или хотя бы сис­тематичного его анализа. Можно, конечно, оговориться и заметить, что сетевая журналистика в целом еще молодая наука.

Но, как бы то ни бы­ло, она не стоит на месте, и на данный момент уже существуют серьезные исследовательские работы в этой области как в России, так и за рубежом.

И в то же время в большинстве своем исследователи акцентируют вни­мание на сетевых газетах и журналах (иногда и называя их «сетевыми СМИ»), удостаивая web-радио лишь беглого упоминания с формальным описанием либо же объединяя его с телевизионными сайтами в некое дополнительное средство промоушн или рекламы.

Противоречивость и неопределенность в понимании интернет-радио наблюдается и среди самих журналистов и деятелей сети. Одни убеждены, что в скором времени других форм радио вообще не будет. Вот, например, одно из высказываний Анатолия Левенчука, консультанта по вопросам ин­тернета (проект «Московский либертариум»): «Уже сегодня, когда настраи­ваешься на программу Real Audio и появляются меню из разных стран мира, можно насчитать примерно 5 тысяч радиостанций с программами передач и ведущими, которые вещают в интернете.

Жаль, что российских станций сре­ди них пока немного, но они уже есть. Я убежден, что тот, кто не «утечет» в эту открывшуюся дырочку, попросту не сохранится. Я даже не знаю, будет ли это называться сайт или просто радиостанция, потому что через некото­рое время не будет других средств вещания, кроме интернета».

Другие и вовсе пока его серьезно не воспринимают (А. Носик, редак­тор нескольких электронных газет): «То, что мы видим сейчас, к радиове­щанию в интернете не имеет никакого отношения. Это просто выкладыва­ние в интернет радиостанциями своих визитных карточек.

Если радио­станция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве, получает через интернет дополнительно 25 слушателей — то здесь вообще не о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это не есть радиовещание».

Действительно, пока интернет трудно назвать массовым СМИ, а потому версии радиостанций в интернете еще не являются конкурентами обычному радио. И все же это нечто новое, требующее отдельных характеристик, а по­тому я буду основываться на той точке зрения, что само по себе появление радио в интернете является новым этапом в развитии радиовещания как СМИ. В то же время проходит процесс формирования нового вида СМИ, отличного не только от радио. И всякое его проявление представляет собой научный интерес для журналистики и достойно исследования.

Достоинства интернета для радиовещания заключены в том, что, во-первых, интернет дает возможность проникать туда, куда радиосигнал не доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого, что эко­номически не оправдана. Интернет в данном случае важен прежде всего как средство коммуникации со слушателями, которые находятся вне зоны приема радиостанции.

Некоторые станции могут определить это себе как главную цель и работать над тем, чтобы дать возможность этой ауди­тории приобщиться к эфирному продукту. Во-вторых, интернет позволя­ет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность общаться и обсуждать музыкальные и околомузыкальные темы.

В-третьих, любая радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем информации, и интернет позволяет эту информацию де­лать, с одной стороны, визуальной, с другой — более доступной.

Возможность использования радиовещания в интернете появилась не так давно. «Программное обеспечение радиовещания в интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и сейчас в мире насчитывается более 15 млн. пользователей Web-радио».

Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, проследить пер­вопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно. Но ясно одно — в России это произошло в столице в 1996 году. В большинстве источников указана радиостанция «Европа Плюс», которая организовала трансляцию программы А. Троицкого «Достоевский FM» через интернет одновременно с обычным эфиром.

Но представители станции «Серебряный дождь» на­стаивают, что впервые в рунете появились именно они. В принципе это не столь важно. Главный вывод, который из этих фактов можно сделать, за­ключается в том, что столичные российские радиовещатели начали ос­ваивать пространство инета не с азов, а сразу с применением последних мультимедийных достижений, в частности медиапроигрывателя.

Кстати, это в очередной раз подтверждает мнение, что российское радиовещание в последнее десятилетие XX века развивалось крайне интенсивно. На данном этапе (2003 год) радио в интернете проявляет себя в большом многообразии форм. Систематизация формальных и содержательных сторон радио-сайтов, попытка построения их типологии не только по­может проанализировать настоящую ситуацию, но и спрогнозировать дальнейшее развитие этого вида сетевых СМИ.

При разработке типологии сайтов радиостанций вполне подходящим яв­ляется метод, применимый для печатных СМИ. То есть типоформирующие признаки любого сайта остаются прежними: учредитель, цель и аудитория.

Уделяя внимание такому типоформирующему признаку, как учреди­тель, в случае с сайтами радиостанций любопытно отметить следующую закономерность: учреждают сайты в основном владельцы радиостанций, иногда сами работники и частные лица. Даже если радио является госу­дарственным или муниципальным, то издателем сайта становится сама станция.

Если определять тип сайта исходя из категории «учредитель», то в этом случае необходимо обратить внимание на термины, получившие распространение в net-среде: «официальный» и «неофициальный» сайты. Под «официальным» сайтом подразумевается сетевое СМИ, учрежденное руководством станции или коллективом, и редактор которого обычно на­ходится в непосредственном подчинении у директора станции.

Другой случай — учредителем и создателем сайта является частное лицо, по­клонник или постоянный слушатель радиостанции. Определение «не­официальный» вовсе не означает, что руководство станции не приветст­вует данную инициативу и препятствует ей. Отнюдь, часто получается так, что редактор официального сайта осуществляет информационную поддержку неофициального дубликата.

Типология по признаку «аудитория» достаточно сложна в данный момент. Во-первых, из-за малой изученности аудитории самого рунета, а во-вторых, из-за частичного совпадения аудитории офлайнового СМИ и его сайта. Потому пока можно говорить, что их аудитории совпадают.

Цели сетевого издания могут быть различными. Это реклама и про-моушн, информирование и просвещение аудитории, пропаганда опреде­ленных идей, образа жизни, развлечение. По этому признаку можно вы­делить три основных типа сайтов радиостанций:

электронная визитка;

электронный фэн-зин;

информационно-развлекательный сайт.

Сайт электронная визитка преследует основную цель — рекламу оф-лайновой станции в информационном пространстве интернета. Причем эта реклама имеет двоякую нацеленность — с одной стороны, информи­рование потенциальной аудитории станции о своем наличии, формате и частоте, с другой — информирование потенциальных рекламодателей, которые посещают Всемирную паутину.

Такие сайты в основном не име­ют разделов, рубрик, ссылок и в чем-то напоминают рекламный буклет или попросту визитку. Максимальный объем такого сайта — 2-3 стра­нички, где можно встретить чат или гостевую книгу, прайс-лист, сетку вещания и описание сотрудников станции. В принципе сайты-визитки создаются из соображений престижа.

На сегодняшний день их становит­ся все меньше: услуги веб-студий остаются недорогими, аудитория инета растет, и конкуренция ожесточается. В данный момент такие сайты име­ют в основном провинциальные радиостанции.

Электронный фэн-зин (fan-zine от англ. fan — поклонник и magazine — журнал; в западной культуре фэн-зин — журнал, создаваемый специаль­но для поклонников какой-либо поп-группы или исполнителя, иногда самими фанатами, а поскольку в большинстве случаев коммерческие станции являются сферой шоу-бизнеса, то термин и само явление вполне применимы) ставит своей главной целью пиар и промоушн станции в среде интернета.

На сайтах такого типа достаточно богатая рубрикация: новости станции, новости музыки (соответствующей формату), эфирные персоналии, история станции, странички отдельных программ, гостевая, форум, чат, хит-парад (иногда с возможностью «скачать» любимые пес­ни), рекламные расценки, сетка вещания и тому подобное.

Основной принцип таких сайтов — «ничего, кроме нашего радио и нашего форма­та». Все должно служить цели создания определенного (естественно, по­ложительного) имиджа станции и создания коммуникативной среды для целевой и потенциальной аудитории офлайновых слушателей.

В то же время такой тип сайтов чаще всего встречается среди неофици­альных. Здесь цель несколько иная — организация своеобразного виртуаль­ного клуба по интересам, удовлетворение потребности в коммуникации с единомышленниками. В данном случае по дизайну и содержанию неофици­альные электронные фэн-зины радиостанций очень схожи с сайтами раз­личных фан-клубов.

Стоит обратить внимание на одну интересную деталь: иногда в интернете можно встретить несколько неофициальных фэн-зинов, созданных одним человеком, «сетевым жителем». То есть происходит свое­образная экстраполяция социальной личности в сетевое пространство. К при­меру, юзер является заядлым футбольным болельщиком, читает фэнтези, учится в университете и предпочитает определенную радиостанцию.

В ре­зультате в интернете он создает 4 неофициальных фэн-зина, которые при­лежно обновляет по мере своих сил и возможностей (кстати, с одним из та­ких «сетевых жителей» знаком лично, и пример не придуман).

Информационно-развлекательный сайт — тип достаточно сложный и неоднозначный. Цель его не столько пиар и промоушн, сколько инфор­мирование и развлечение слушателей. Рубрики и разделы таких сайтов многочисленны, и их можно разделить на группы.

  1. Новости:

эфирная и внеэфирная деятельность станции; музыка и шоу-бизнес, культура, искусство, спорт; общественно-политическая информация; погода.

  1. Программная информация:

радио-персоналии; галерея;

странички программ (звуковые архивы и текстовые версии); сетка вещания.

  1. Реклама и промоушн:

презентация станции;

прайс-лист;

клиентская база;

игры и конкурсы.

  1. Интерактивное пространство:

чат;

форум; гостевая;

эфирный пейджер;

доска объявлении (например, на сайте «Европы плюс» есть инте­ресный раздел «Дарилка», где посетители сайта обмениваются раз­личными вещами бескорыстно).

  1. Мультимедийные услуги:

веб-камера;

медиапроигрыватель (прямой эфир в сети);

звуковые архивы;

справочная информация;

коллекция ссылок.

На сайтах данного типа развита система гиперссылок, может присут­ствовать поисковая система для архива. И здесь уже видно, что информа­ционно-развлекательный сайт радиостанции уже выходит за рамки оф-лайновой деятельности самой станции, он уже нечто большее, чем радио и наше обычное представление о сайте радиостанции.

Отдельный и крайне интересный случай — сайты радиостанций, ана­логов которым в офлайне не существует. Они осуществляют вещание ис­ключительно в сети. Причем в некоторых случаях на одном таком сайте могут быть прямые эфиры сразу нескольких программ различного форма­та, и в зависимости от выбранной программы может меняться содержание рубрик и информационное наполнение сайта (главной страницы).

Здесь и возникает проблема в типологии радиосайтов, а вместе с ней множество вопросов. Вот только некоторые из них. К какому признаку относить на­личие на сайте прямого эфира станции и вообще звуковой или визуальной информации (например, архивы программ или веб-камеры)? Это всего лишь рубрики или нечто большее?

Какая категория определяет отличие сайтов радиостанций, вещающих в офлайне, от станций, вещающих только в сети? В последнем случае мне кажется необходимым введение такой ка­тегории, как «пространство информационной деятельности».

А поскольку эти вопросы не риторические, можно надеяться, что вскоре на них последуют основательные ответы. Так что исследования, можно сказать, только начинаются.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)