Технология свободного труда С. Френе

С именем С. Френе связана модернизация французской школы в 20 – 30-е гг. XX в. Он доказывал, что детство – важный самостоятельный период развития личности, в связи с чем нельзя считать обучение ребенка в школе только подготовкой ко взрослой жизни. Его школа – это трудовая школа, в которой учитель работает с разновозрастной группой.

Занятия начинаются с обсуждения текста, выявляются вопросы, которые интересны для детей. Далее по возможностям, интересам и склонностям каждого раздаются задания.

Старшие, разделившись на группы, приступают к самостоятельной работе. Младшие работают с учителем, затем так же получают индивидуальные задания. Организация работы каждого ученика в рамках деятельности всего коллектива является одной из особенностей обучения в школе С. Френе.

Центральный тезис концепции С. Френе сводится к тому, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики необходимо широко использовать новые материальные средства обучения и воспитания.

Среди таких новых средств на первом месте стоит школьная типография, которая неотделима от свободных текстов. Свободные тексты – это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, планах.

Учитель отбирает лучшие тексты, дети их обсуждают, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают в школьной типографии. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.

А. П. Пинкевич так пояснял роль школьной типографии, популяризируя идеи С. Френе в советской школе в 20-е г.:

  • работа в типографии коллективизирует жизнь школы;
  • типография является источником ярких эмоций и повышает детский интерес;
  • типография знакомит ребят с основами одного из видов человеческого труда;
  • типография способствует развитию речи и ведет к большой культуре стиля;
  • школьная типография позволяет обойтись без учебника, заменяя его самостоятельно напечатанной хрестоматией школьных работ.

С. Френе – противник систематического применения учебников в учебном процессе, так как они исключают возможность индивидуализированного обучения, навязывают непосильную для учащихся логику взрослых.

Альтернативой учебнику выступает система особых карточек, каждая карточка содержит определенный учебный материал по тому или иному предмету или же конкретное задание; текст для грамматического упражнения, арифметическую задачу, вопросы по истории, географии и т.п.

Нумерованные карточки систематизируются по предметам или комплексным темам. Каждый учащийся составляет для себя с помощью учителя определенный набор карточек для занятий.

Такая система позволяет изучить учебный материал в индивидуальном темпе, опираясь на познавательный интерес отдельного ученика. С Френе отмечает, что если ученику дается задание по учебнику, то у него не появляется желания и энтузиазма.

А если же использовать систему самопроверочной картотеки, предоставляющей детям свободный выбор задания, время, места и формы его выполнения, то сразу возникает более благоприятная атмосфера для учебной работы.

Система С. Френе предусматривает четкое планирование учебного процесса. Учитель составляет план работы для каждого класса на месяц.

На основе этого плана каждый учащийся совместно с учителем составляет индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные виды учебной работы.

Г. К Селевко выделяет такие особенности организации педагогического процесса в школе С. Френе:

  • Нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение.
  • Нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы – дома, на улице, в школе.
  • Нет уроков от звонка до звонка.
  • Нет отметок, но отмечаются личные продвижения – через взаимооценивание детей и педагогов.
  • Нет ошибок – бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать.
  • Нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы.
  • Нет традиционного учителя, но учат сами общие формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми.
  • Педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем.
  • Нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития.
  • Нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения.
  • Нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая общность.

Синтез и обобщение своих взглядов на движущие силы педагогического процесса, роль учителя, характер отношений педагога и учащихся С. Френе представил в своих педагогических инвариантах, которые, по мнению автора, неизменны и являются прочной основой педагогического процесса.

Селестен Френе разработал 30 инвариантов, которые могут быть рассмотрены как принципы организации его педагогической системы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)