Технология личностно-ориентированного образования
Технология личностно-ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
В связи с этим особо актуальными вопросами педагогической науки и практики являются личностно-ориентированный подход к педагогической деятельности, разработка и реализация личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.
Личностно-ориентированный подход рассматривается как:
- методологическая ориентация в педагогической деятельности, выработанная на основе гуманистического мировоззрения, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей гуманистической педагогики, гуманных способов педагогических действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности;
- последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия;
- индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
По мнению А.В. Хуторского, личностно-ориентированный подход предполагает усиление роли ученика в обучении, его деятельностную направленность.
Цели, содержание, формы и методы обучения, контроль результатов и другие дидактические элементы раскрываются с точки зрения интересов и склонностей ученика, предоставляя ему возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в каждом из изучаемых курсов.
Личностная ориентация в данном случае направлена не на ученика, а исходит от него самого.
Выделяют три основные характеристики личностно-ориентированного обучения и воспитания.
При использовании данного подхода педагоги обязаны прилагать усилия для всемерного развития индивидуальности ребенка, его задатков, наклонностей, способностей, дарований.
Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе – равноправными субъектами педагогического процесса являются и учитель, и ученик, в педагогическом процессе формируются субъект-субъектные, а не субъект-объектные отношения между воспитанниками и педагогами.
Рассмотрим основные понятия личностно-ориентированного подхода.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека (группы людей), уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих качеств, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.
Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Самоактуализированная личность – человек, сознательно и активно реализующий стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности, активно и сознательно действующие.
Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, о своем месте в окружающем мире, на основе которой он строит свою жизнь, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; я-концепция может быть положительной и отрицательной, последняя блокирует всестороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализацию.
Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным самоопределением.
На основе данных категорий разработаны принципы личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, которые являются фундаментом профессиональной позиции учителя-гуманиста:
- Принцип самоактуализации учащегося в педагогическом процессе. Важно пробудить и поддержать в ребенке стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей, задатков, способностей.
- Принцип учета и развития индивидуальности школьника (диагностика индивидуальных особенностей учеников, создание условий для их развития; формирование индивидуального стиля работы учителя).
- Принцип субъектности. В соответствии с ним следует оказывать помощь учащемуся в формировании субъектной жизненной позиции; в педагогическом процессе должен доминировать межсубъектный характер взаимоотношений между педагогами и воспитанниками.
- Принцип выбора (без предоставления ученику права выбора невозможно развитие его индивидуальности, субъектности, положительной я-концепции, самоактуализации возможностей и способностей). Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе, в школе.
- Принцип творчества и успеха (достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию положительной Я-концепции ученика, обусловливающей успешность его самореализации в дальнейшей жизни).
- Принцип доверия ребенку и педагогической поддержки. Этот принцип означает отказ учителя от авторитарности в педагогическом процессе, так как она присуща педагогике формирования, а не развития. Вера в физические и духовные силы ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену заорганизованности детей, авторитаризму педагогов, педагогически неоправданной требовательности, иногда граничащей с жестокостью).
Будущему педагогу важно понять и принять основной постулат личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию – не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация детерминирует успех ребенка, ученика, воспитанника в обучении, личностном развитии, социализации.
В практике современного образования применяются прогрессивные педагогические системы и технологии зарубежной школы, основанные на личностно-ориентированном подходе: Вальдорфская школа, школа Селестена Френе, школа Марии Монтессори.
Р. Штейнер – создатель вальдорфской педагогики как совокупности методов и приемов воспитания и обучения, основанных на антропософской интерпретации развития человека в целостности и взаимодействии его телесных, душевных и духовных сил; как искусства пробуждать в человеке его скрытые задатки.
Главное в Вальдорфской педагогике – ориентация на развитие духовности личности и создание условий для ее роста, личностного саморазвития «Я»; воспитание человека, гармоничного во всех проявлениях своей сущности; взгляд на ребенка как на Космос, Центр Вселенной, вера в его особую миссию на Земле.
Основные идеи Марии Монтессори – создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития; обеспечение свободы естественных, спонтанных проявлений ребенка, содействие нормальному развитию жизни в ребенке.
Принципы: свобода и ненасилие (свобода выбора вида деятельности, дидактического материала, темпа и времени, свобода движений и передвижения), «помоги мне это сделать самому», единственность образца учебного материала, разновозрастность учебных групп (3−5-е кл., 4−6-е кл., 5−7-е кл.), «открытые двери», автономность, сотрудничество детей, забота о здоровье детей, их физическом развитии. Пробуждение в душе ребенка человека, дремлющего в нем – основная установка ее педагогики.
Воспитание носителей прогрессивных идей и культуры, способных преобразовать среду их обитания – главная цель новой школы С. Френе.
Концептуальные идеи «светской школы»:
- самоценность детства;
- выявление, сохранение и развитие индивидуальной самобытности;
- свобода самоопределения и самовыражения;
- свобода выбора;
- право на инакомыслие и свое мнение;
- самоуправление:
- сотрудничество детей и взрослых; мотивированный труд;
- безотметочное обучение;
- индивидуальный темп учебной деятельности;
- взаимопомощь на уроке и во внеучебной деятельности.
Новые средства воспитания индивидуальной самобытности детей:
- предоставление возможности утвердить себя в учебе (использование “метода проб и ошибок”, групповой работы, проблемного обучения, обучение с помощью “обучающих лент” (перфолент), картотеки, работа в библиотеке, обучение планированию своей деятельности на один день, неделю, месяц и анализу и оценке ее результатов) или в каком-либо виде творчества (рисунок, письмо, устная и письменная речь, музыка, движения, театр, снятие фильма, выпуск печатной газеты, работа на печатном станке, печатание на машинке, переписка, технические занятия в школе, работа в саду и огороде, на скотном дворе, в столярной или слесарной мастерской);
- организация ситуаций успеха;
- создание атмосферы доброжелательности, внимания, ненавязчивой и разумной помощи;
- формирование опыта ответственности, личного достоинства, рефлексии.
Таким образом, можно отметить, что гуманно-личностные технологии обучения и воспитания возникли во второй половине XX века не на пустом месте. Они являются воплощением в педагогической практике идей гуманистической философии и психологии (К. Роджерс, Р. Бернс, А. Маслоу и др.), гуманистической педагогики (М. Монтень, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров и мн. др.).
С содержанием технологий более подробно мы познакомимся на практических занятиях, в ходе обсуждения подготовленных вами рефератов.
- Контекстный подход
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Методика изучения педагогического опыта
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу