Технологическая схема подготовки проекта и программы

1. Работа над эскизом проекта совместно с заказчиком оформляется информационный запрос, уточняются объект, генеральная совокупность и объем выборки, структура и состаВ исполнителей на различных этапах эмпирического исследования, организационные потребности и возможности, финансовые затраты и сроки проведения исследования, прикидывается общая стоимость работ по проведению исследования.

2. Определение целесообразности проведения эмпирического исследования: сопоставляется необходимость в получении предполагаемой информации с финансовыми затратами на ее получение и принимается одно из возможных решений:

  • от эмпирического исследования целесообразно отказаться в целом, так как затраты на его проведение не окупятся той информацией, которую можно получить в результате;
  • проект необходимо корректировать (сбалансировать объем работы с финансовыми возможностями: сузить круг информационных потребностей, сузить объект исследования, уменьшить объем выборки за счет увеличения ошибки репрезентативности и т.д.);
  • исследование целесообразно проводить в соответствии с подготовленным эскизом проекта.

3. Оформляется и подписывается проект исследования — документ, представляющий собой перечень основных этапов исследования с указанием результатов, стоимости и сроков исполнения каждого из этапов.

4. Разработку содержательной части исследования целесообразно начинать с установления типа исследования: опрос общественного мнения или собственно социологическое исследование.

5. При подготовке к опросу общественного мнения основное внимание следует уделять подготовке репрезентативной выборочной совокупности; вместо программы исследования вполне допустимо ограничиться информационным запросом.

6. В том случае, когда предстоит выполнять собственно социологическое исследование, особое внимание следует обратить на разработку программы. Разработка программы включает следующие шаги ее подготовки.

6.1. Определение цели исследования. Даже если в перво-начальном замысле нет реальной практической цели. автору программы необходимо «целенаправленно» ограничить предмет исследования и круг показателей.

6.2. Определение и формулировка предмета (предметов) исследования.

6.3. Составление структурной схемы показателей предмета (предметов) исследования.

6.4. Оценка возможности измерения каждого из показателей конкретным индикатором (вопросом анкеты). Поиск структурных субпоказателей. Доведение конкретизации показателей до такой ступени, чтобы каждому из них мог соответствовать вопрос анкеты (или тест).

6.5. Внесение в схему гипотетических факторов. Определяя фактор, необходимо сразу же давать группировку ответов по этому признаку (например, «возраст»:

  • до 30 лет,
  • 30-55 лет,
  • >55 лет; или «должность»:
  • руководитель,
  • исполнитель и т.п.).

6.6. Группировка гипотетических факторов по типам (например, «демографические», «социально-экономические», «социально-политические» и т.п.).

6.7. Подготовка плана анализа: обозначение гипотез, которые будут проверяться в ходе статистического анализа. Гипотезы могут быть обозначены в программе одним из наиболее удобных для авторов способом:

  • стрелки на схеме — от показателя фактора к субпоказателю предмета;
  • текстуально;
  • в виде заказа на статистическую обработку.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)