Техника комментирования (обратной связи)
Центральной частью интерактивного занятия является упражнение – ролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т.п. Не меньшее значение, особенно при обучении практическим навыкам, имеет заключительная часть занятия – подведение итогов, анализ, самооценка и комментирование действий участников. Комментаторы (наблюдатели) стремятся продемонстрировать ошибки, промахи, неточности и пути их исправления.
К сожалению, субъект критики не всегда бывает готов благожелательно воспринимать комментарии коллег, преподавателя, приглашенного специалиста, и тогда этот комментарий не достигает своих целей. Часто первая естественная реакция – это реакция отторжения: “Я не хочу слышать никакой критики”, “Комментатор сам не прав” и т.п. Критикуемый может замкнуться, закрыться, при повторе упражнения часто снова повторяет ошибки. Другая возможная нежелательная реакция -это реакция оправдания: “Я все делал правильно, но вы меня не поняли, я имел в виду другое”. Начинается спор, возникает опасность конфликта, при воспроизведении упражнения критикуемый может намеренно повторять ошибки, чтобы доказать свою правоту.
Желаемая реакция на комментирование – понимание: “Я понял, в чем был не прав, что вы имеете в виду…” В результате критикуемый сам может объяснить недостатки выполнения задачи, описать более эффективные приемы, способы работы. При немедленном повторе он постарается избежать указанных недостатков.
Если комментарий действительно достиг своей цели, то критикуемый участник не просто осознает, он еще раз внутренне переживает ситуацию и формирует новый образ поведения: “Теперь я бы действовал так…”
Обсуждая действия своих коллег, постарайтесь принимать во внимание следующие рекомендации:
Умение эффективно комментировать действия других также нуждается в постоянной тренировке. Помочь в отработке этого навыка может следующая структура позитивного/критического замечания.
- Тема. Определите тему замечания (о каких навыках, о каких элементах действий юриста вы будете говорить, например: “Давайте обсудим, какие вопросы следует задать в начале беседы”, “Я хочу сказать о том, как завершать консультирование”, “Я хочу обратить внимание на формулировку вопросов, задаваемых юристом” и т.п.)
- Воспроизведение. Продемонстрируйте, повторите те действия, слова критикуемого, которые вам показались удачными или неудачными (“В начале беседы вы задали такой вопрос: …”).
- Диагностика. Объясните, в чем достоинство или недостаток действий юриста, каковы возможные положительные или отрицательные последствия таких действий (“После такого вопроса…”).
- Моделирование. Предложите другие варианты действий, пути исправления ошибок, приведите примеры (“Можно было бы задать этот вопрос по-другому, например так – …”).
Такой детальный комментарий оказывается по-настоящему полезным. Потренировавшись в подобном комментировании, вы сможете избежать ненужного напряжения и волнения при обсуждении действий коллег. Однако чтобы провести такой комментарий, необходимо быть предельно внимательным к действиям участника интерактивного упражнения или реальной процедуры, записывать вопросы, ответы, фиксировать жесты и т.п. Иначе вы не сможете воспроизвести действия юриста.
Заключительная часть комментария – моделирование – стимулирует следующие попытки. Если речь идет об учебном занятии, то лучше всего немедленно повторить упражнение.
Труднее всего и для комментатора, и для критикуемого сохранить сбалансированный, т.е. критический и одновременно благожелательный настрой. Но только так можно учиться деловым, конструктивным, профессиональным отношениям. А это. возможно, и есть главная цель занятий с использованием интерактивных методик: их участниками моделируется система профессиональных отношений. Они могут почувствовать себя коллегами, совместно решающими проблемы, осознать взаимную ответственность и ценность сотрудничества.
Играя в кубики на интерактивных занятиях, студенты и преподаватели строят здание будущей профессиональной корпорации юристов, основанное на компетентности, ответственности и сотрудничестве.
- Современное состояние правозащитного движения в России
- Трансформация правозащитного движения в России
- Развитие правозащитного движения в России
- Становление правозащитного движения в России
- Зарождение правозащитного движения в России
- Подготовка юридического документа
- Приемы юридической техники
- Средства юридической техники
- Правила юридической техники
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу