Техника комментирования (обратной связи)

Центральной частью интерактивного занятия является упражнениеролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т.п. Не меньшее значение, особенно при обучении практическим навыкам, имеет заключительная часть занятияподведение ито­гов, анализ, самооценка и комментирование действий участников. Комментаторы (наблюдатели) стремятся продемонстрировать ошибки, промахи, неточности и пути их исправления.

К сожалению, субъект критики не всегда бывает готов благо­желательно воспринимать комментарии коллег, преподавателя, приглашенного специалиста, и тогда этот комментарий не достигает своих целей. Часто первая естественная реакция – это реакция отторжения: “Я не хочу слышать никакой критики”, “Ком­ментатор сам не прав” и т.п. Критикуемый может замкнуться, зак­рыться, при повторе упражнения часто снова повторяет ошибки. Другая возможная нежелательная реакция -это реакция оправдания: “Я все делал правильно, но вы меня не поняли, я имел в виду другое”. Начинается спор, возникает опасность конфликта, при воспроизведении упражнения критикуемый может намеренно повторять ошибки, чтобы доказать свою правоту.

Желаемая реакция на комментирование – понимание: “Я по­нял, в чем был не прав, что вы имеете в виду…” В результате критикуемый сам может объяснить недостатки выполнения задачи, описать более эффективные приемы, способы работы. При немедленном повторе он постарается избежать указанных недостатков.

Если комментарий действительно достиг своей цели, то критикуемый участник не просто осознает, он еще раз внутренне пе­реживает ситуацию и формирует новый образ поведения: “Теперь я бы действовал так…”

Не следует забывать, что комментатор, наблюдатель должен обратить внимание и на удачные действия, находки критикуемо­го. При этом также важно проанализировать эти успешные ходы, указать на позитивные последствия, на применимость их в ана­логичных ситуациях.

Обсуждая действия своих коллег, постарайтесь принимать во внимание следующие рекомендации:

Умение эффективно комментировать действия других также нуждается в постоянной тренировке. Помочь в отработке этого навыка может следующая структура позитивного/критического замечания.

  1. Тема. Определите тему замечания (о каких навыках, о каких элементах действий юриста вы будете говорить, например: “Давайте обсудим, какие вопросы следует задать в начале беседы”, “Я хочу сказать о том, как завершать консультирование”, “Я хочу обратить внимание на формулировку вопросов, задаваемых юристом” и т.п.)
  2. Воспроизведение. Продемонстрируйте, повторите те действия, слова критикуемого, которые вам показались удачными или неудачными (“В начале беседы вы задали такой вопрос: …”).
  3. Диагностика. Объясните, в чем достоинство или недостаток действий юриста, каковы возможные положительные или отрицательные последствия таких действий (“После такого вопроса…”).
  4. Моделирование. Предложите другие варианты действий, пути исправления ошибок, приведите примеры (“Можно было бы задать этот вопрос по-другому, например так – …”).

Такой детальный комментарий оказывается по-настоящему полезным. Потренировавшись в подобном комментировании, вы сможете избежать ненужного напряжения и волнения при обсуждении действий коллег. Однако чтобы провести такой коммента­рий, необходимо быть предельно внимательным к действиям уча­стника интерактивного упражнения или реальной процедуры, записывать вопросы, ответы, фиксировать жесты и т.п. Иначе вы не сможете воспроизвести действия юриста.

Заключительная часть комментария – моделирование – стиму­лирует следующие попытки. Если речь идет об учебном занятии, то лучше всего немедленно повторить упражнение.

Труднее всего и для комментатора, и для критикуемого сохранить сбалансированный, т.е. критический и одновременно благо­желательный настрой. Но только так можно учиться деловым, конструктивным, профессиональным отношениям. А это. возможно, и есть главная цель занятий с использованием интерактивных методик: их участниками моделируется система профессиональных отношений. Они могут почувствовать себя коллегами, совместно решающими проблемы, осознать взаимную ответственность и ценность сотрудничества.

Играя в кубики на интерактивных занятиях, студенты и преподаватели строят здание будущей профессиональной корпорации юристов, основанное на компетентности, ответственности и сотрудничестве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)