Таможенный досмотр

В соответствии со ст. 116 ТК ТС таможенный досмотр – это проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Фактически любые действия должностных лиц таможенных органов, связанные с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей независимо от применяемого способа можно назвать досмотром.

Несмотря на наличие жестких временных ограничений на проведение таможенного досмотра, с одной стороны, и повышении интеллектуальной и криминальной составляющих в способах уклонения от уплаты таможенных платежей и в иных нарушениях таможенного законодательства – с другой, сохраняется проблема повышения эффективности таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

Цель таможенного досмотра идентична цели таможенного осмотра и состоит в установлении законности перемещения через таможенную границу Таможенного союза объектов таможенного контроля.

Кроме того, таможенный осмотр и таможенный досмотр имеют общие признаки, среди которых административный характер действий, совершаемых таможенным органом.

Основное различие между этими формами таможенного контроля состоит в следующем. Осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия.

Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру. А при досмотре возможны вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации. Для обнаружения фактов открытого перемещения товаров в ходе таможенного досмотра проводится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств в целях обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы.

Среди основных задач таможенного досмотра необходимо выделить:

  1. Обнаружение предметов, запрещенных к перемещению, и предотвращение их незаконного перемещения.
  2. Выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов.
  3. Определение наименования товара, его качественных и количественных характеристик, таможенной стоимости и др.

Обычно таможенный досмотр проводится после принятия декларации на товары, т.е. когда указанная декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение.

Исключения составляют случаи:

  • таможенного досмотра до подачи декларации на товары для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, например при оформлении таможенного транзита;
  • таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза;
  • таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала таможенного досмотра определяется с учетом разумных сроков прибытия таких лиц.

Как правило, в обязательном порядке досматриваются отдельные виды товаров в соответствии с профилями рисков. Среди этих товаров:

  1. Подакцизные.
  2. Подлежащие обложению таможенной пошлиной.
  3. Подпадающие под действие нетарифного регулирования (квоты, лицензии).
  4. Товары, классификация которых в соответствии с ТН ВЭД вызывает сомнение у должностного лица таможенного органа (когда такое сомнение не может быть разрешено без их досмотра).
  5. В отношении которых у таможенного органа имеется оперативная информация.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре.

Таможенный досмотр может устанавливаться в зависимости от предписываемого объема операций, он определяется в процентном соотношении – от 10 до 100%.

Таможенный досмотр является наиболее распространенной формой фактического таможенного контроля. В ходе его проведения вскрывается основная масса нарушений таможенного законодательства.

По степени полноты таможенный досмотр можно классифицировать как досмотр:

  • со взвешиванием (полное/выборочное);
  • с пересчетом грузовых мест – с выборочным вскрытием или со вскрытием всех грузовых мест;
  • с пересчетом количества предметов в грузовых местах – выборочно или во всех;
  • с измерением и определением характеристик товаров (с частичной разборкой/с полной разборкой) – без взятия проб и образцов или со взятием проб и образцов;
  • прочее.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации.

Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары, например, когда таможенными органами выявлен факт недостоверного декларирования и требуется уточнить количество недостоверно задекларированных (не своим наименованием) товаров.

При таможенном досмотре могут применяться технические средства таможенного контроля, в частности:

  • средства дозиметрического контроля;
  • рентгеноустановки;
  • металлодетекторы (портативные, стационарные);
  • средства идентификации документов, денежных знаков, ценных бумаг и валюты;
  • средства идентификации драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • средства дистанционного обнаружения и идентификации наркотических веществ;
  • фото-, аудио- и видеозаписывающая и другая аппаратура;
  • щупы, досмотровые зеркала, наборы инструментов и другие средства ТК ТС.

Таможенный досмотр, осуществляемый в ходе таможенного осмотра помещений и территорий и (или) в процессе выездной таможенной проверки, возможен без создания зон таможенного контроля.

По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым выступает физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:

  1. При неявке указанных лиц либо если такие лица неизвестны.
  2. При существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, угрозы окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств – членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах.
  3. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях.
  4. При оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Таможенный досмотр в таких случаях выполняется в присутствии двоих понятых.

В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра он может быть:

  • основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
  • повторным (в целях проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
  • направленным (в целях проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также в целях выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
  • идентификационным;
  • выборочным (с применением случайной выборки для осуществления таможенного досмотра товаров и транспортных средств по принципу случайного отбора.

Случайная выборка товаров и транспортных средств для проведения таможенного досмотра применяется при декларирования товаров и транспортных средств, помещаемых под процедуры выпуска для внутреннего потребления.

Параметрами случайной выборки являются соотношение количества таможенных досмотров, проводимых на основании указания, формируемого специальным программным средством случайной выборки, к общему количеству декларируемых товаров и транспортных средств.

В зависимости от вида перемещаемого через таможенную границу товара таможенный контроль может быть завершен только после санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля, если товары подлежат такому контролю.

При наличии (обнаружении) подобных товаров должностное лицо таможенного органа обязано уведомить об этом в установленном порядке представителя соответствующего контролирующего органа.

Таможенный контроль в рассматриваемой форме не осуществляется в отношении физических лиц.

В этом случае применяется другая форма таможенного контроля, а именно личный досмотр.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств возможен не только как самостоятельная форма таможенного контроля, но и в качестве производной формы контроля, например при специальной таможенной ревизии.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза.

В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:

  1. Информация о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при нем.
  2. Причины таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров.
  3. Результаты таможенного досмотра.
  4. Иные данные, предусмотренные формой акта.

Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено.

При таможенном досмотре должностные лица таможенного органа руководствуются принципом недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

Принимая решение о необходимости таможенного досмотра, уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться только следующими основаниями:

  • необходимость таможенного досмотра прямо установлена нормативными правовыми актами;
  • при проверке таможенной декларации выявлен риск (риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость таможенного досмотра;
  • выявлена необходимость пересылки таможенной декларации и представленных документов в иной таможенный орган;
  • уполномоченное должностное лицо обнаружило признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов или на применение к товарам запретов либо ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством, могут быть недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления его необходимости. Уполномоченное должностное лицо, определив необходимость разделить предъявленные товары на упаковочные места по видам и (или) наименованиям, по согласованию с лицом, подавшим таможенную декларацию, продлевает сроки проверки товаров и устанавливает новую дату проведения таможенного досмотра, о чем делает запись в акте таможенного досмотра.

Таможенный досмотр и осмотр выполняются в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении.

Таможенные органы вправе останавливать автотранспортные средства, в том числе не осуществляющие международных перевозок товаров, если на таких транспортных средствах перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки товаров и документов на них. Самостоятельно таможенные органы могут останавливать автотранспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы.

В иных местах остановку автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел, уполномоченные в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами.

Законодатель подробно регламентировал порядок проверки товаров и документов на них, перевозимых на автотранспортном средстве, которое было остановлено за пределами зоны таможенного контроля.

Устанавливаемый порядок проверки нацелен на то, чтобы исключить возможность административного произвола, наносящего экономический ущерб деятельности транспортных и транспортно-экспедиторских компаний.

Этот порядок заключается в следующем:

  • определен предельный срок проверки товаров вне зоны таможенного контроля, а значит, и максимальный срок задержки остановленного автотранспортного средства. Он составляет два часа;
  • каждый случай остановки автотранспортного средства за пределами зоны таможенного контроля в целях проверки перевозимых товаров должен быть задокументирован. По результатам проверки составляется акт, один экземпляр которого обязательно вручается перевозчику;
  • четко указаны случаи, когда таможенный орган имеет право потребовать, чтобы остановленное автотранспортное средство изменило свой маршрут и проследовало на территорию СВХ или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля.

Принудительное помещение автотранспортного средства на территорию зоны таможенного контроля возможно лишь в случае возбуждения дела об административном правонарушении. Копия соответствующего решения или протокола должна быть передана перевозчику или лицу, управляющему автотранспортным средством.

Срок принудительного помещения автотранспортного средства на территорию зоны таможенного контроля не должен превышать времени, которое необходимо для разгрузки товаров. Автотранспортное средство может быть принудительно задержано на больший срок, если оно подлежит изъятию согласно действующему законодательству.

Ответственность за соблюдение порядка и сроков проведения таможенного досмотра и осмотра несут соответственно уполномоченные должностные лица, принявшие решение о его проведении, уполномоченные должностные лица, его проводившие, а также их непосредственные руководители.

Специфика таможенного досмотра заключается во влиянии человеческого фактора (сотрудник досмотровик со своим субъективным и объективным отношением к процессу) на эффективность данной формы контроля.

Таким образом, в обязанности сотрудников таможенных органов при проведении досмотра входят:

  • досмотр в установленные сроки;
  • внесение согласно установленному порядку в акт таможенного досмотра сведений, выявленных в результате досмотра, а также пояснения лиц, присутствующих при досмотре;
  • непричинение неправомерного вреда товарам и транспортным средствам;
  • обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и лиц, присутствующих при досмотре;
  • вручение акта таможенного досмотра лицу, перемещающему товары и транспортные средства, либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или их представителям;
  • охрана государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение сведений, ставших известными сотрудникам таможенных органов в связи с проведением таможенного досмотра.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)