Таможенный контроль и основы нормативного правового регулирования

Таможенный контроль – один из ключевых институтов таможенного регулирования.

Таможенному контролю посвящен разд. III Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Согласно ст. 4 ТК ТС таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

Таможенный контроль является одной из важнейших функций таможенных органов.

Таким образом, содержание понятия таможенного контроля приведено в соответствие с положениями Киотской конвенции, согласно которым таможенный контроль должен быть направлен исключительно на обеспечение соблюдения таможенного законодательства.

Понятие “таможенный контроль” определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как “меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы”.

В гл. 2 “Определение понятий” Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Всемирной торговой организации (ВТО) (Киотской конвенции) таможенный контроль трактуется как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Под совокупностью мер следует понимать осуществление таможенными органами специальных действий, как документальных, так и фактических, проводимых в целях обеспечения реализации таможенных и других применимых к товарам правил. К таким действиям относятся: досмотр товаров, проверка наличия и правильности заполнения документов, проверка бухгалтерских счетов и других записей, досмотр транспортных средств, досмотр багажа и личных вещей, подача официальных запросов и др.

Подобное определение таможенного контроля “способствует упорядочению функций государственных органов и способствует концентрации усилий таможенных органов на выполнении тех функций, которые могут быть осуществлены исключительно ими и отнесены к их компетенции в соответствии с установленным порядком”.

Европейский союз определяет таможенный контроль как выполнение определенных действий должностными лицами таможенных органов по контролю за перемещением товаров; проверку наличия и аутентичности документов, счетов предприятий и другой документации; осмотр транспортных средств, багажа и товаров, которые перемещаются лицами или отдельно от них; направление официальных запросов и осуществление других действий в целях обеспечения соблюдения таможенных правил и, если необходимо, других действий относительно товаров, которые являются предметом таможенного контроля.

Законодательство Таможенного союза по вопросам таможенного контроля не противоречит гл. 6 “Таможенный контроль” Киотской конвенции, где описаны 10 стандартных правил, адресованных таможенным администрациям, присоединившимся к Всемирной таможенной организации:

  • обязательность проведения таможенного контроля в отношении всех товаров и транспортных средств вне зависимости от их налогообложения;
  • минимизация требований, предъявляемых к участникам таможенных правоотношений при проведении таможенного контроля;
  • использование системы управления рисками при проведении таможенного контроля;
  • применение метода анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке;
  • при использовании системы управления рисками руководствоваться стратегией, базирующейся на оценке вероятности несоблюдения законодательства;
  • включение в систему таможенного контроля методов аудита;
  • сотрудничество с таможенными службами третьих стран, в том числе заключение соглашений о взаимной помощи в целях совершенствования методов таможенного контроля;
  • сотрудничество с участниками внешнеторговой деятельности, в том числе заключение меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля;
  • использование информационных технологий и электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля;
  • оценка использования электронных коммуникаций при таможенных операциях, осуществляемых участниками внешнеторговой деятельности, для их сопоставления с требованиями таможенных органов.

Таможенное законодательство Таможенного союза сопряжено с рекомендациями, содержащимися в гл. 6 Киотской конвенции, направленными на упрощение и повышение эффективности таможенного контроля таможенными администрациями.

Основное содержание рекомендаций заключается в следующем:

  • переходе от тотального таможенного контроля к контролю, основанному на аудите (от внедрения упрощенных процедур до разрешения участнику внешнеторговой деятельности самостоятельно начислять таможенные платежи), что позволит таможенному органу эффективно регулировать увеличивающийся объем международной торговли;
  • обязательном применении системы управления рисками;
  • определении эффективности таможенного контроля;
  • осуществлении сотрудничества между таможенными администрациями и бизнесом, что позволит получать информацию об изменениях, происходящих в коммерческой практике;
  • повышении профессионализма персонала, его материального стимулирования, постоянной поддержке со стороны высшего руководства;
  • проведении таможенными органами совместных мероприятий по противодействию росту международной преступности;
  • использовании таможенными органами информационных технологий при осуществлении таможенных операций и процедур;
  • установлении информационного обмена между таможенными администрациями.

Проведение таможенного контроля согласно рекомендациям Киотской конвенции позволит должностным лицам таможенных органов:

  • сосредоточить внимание на областях повышенного риска и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов;
  • увеличить возможности выявления нарушений таможенного законодательства и недобросовестных участников внешнеторговой деятельности;
  • оказывать содействие добросовестным участникам внешнеторговой деятельности;
  • способствовать повышению эффективности движения международных товаропотоков.

Таким образом, значение таможенного контроля в государственном регулировании внешнеторговой деятельности базируется на стандартном правиле 6.1 Киотской конвенции, предусматривающем, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю.

Большая часть нарушений таможенных правил совершается в целях сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, поэтому таможенный контроль в первую очередь выступает действенным средством предупреждения неполной уплаты таможенных платежей в государственный бюджет или ухода от запретов и ограничений во внешней торговле товарами.

При этом требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не должны служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и ведения деятельности в области таможенного дела.

Осуществление таможенного контроля предполагает достижение определенных целей.

Можно полагать, что целями таможенного контроля являются:

  1. Обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства всеми субъектами таможенного права.
  2. Охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России.
  3. Защита общественного порядка.
  4. Выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела.
  5. Предупреждение неправомерных деяний со стороны субъектов внешнеэкономических отношений.
  6. Защита законных прав и интересов физических и юридических лиц.
  7. Оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

В науке не сложилось однозначное и ясное понятие контроля. Обсуждаются вопросы о системе контроля, его видах и формах, органах контроля. Одни специалисты полагают, что государственный контроль есть “совокупная, кумулятивная деятельность, осуществляемая с помощью различных методов при выполнении единой специфической функции по государственному управлению”. Другие подчеркивают, что в системах социального управления контроль – “важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений”.

Некоторые считают, что контроль состоит из трех элементов:

  1. Проверки фактического выполнения закона или иного общеобязательного предписания.
  2. Проверки путей и средств такого выполнения.
  3. Принятия мер в процессе контроля для оценки и устранения недостатков.

Содержание контроля включает в себя:

  • наблюдение за деятельностью подконтрольных субъектов;
  • получение всесторонней и объективной информации о выполнении ими предписаний;
  • анализ таких данных;
  • предупреждение и выявление правонарушений.

Практически все государственные органы и их должностные лица вступают в контрольные правоотношения. Для некоторых из них осуществление контрольных (надзорных) функций является основным видом деятельности. Осуществление таможенного контроля – однаиз основных функций таможенных органов в любом государстве. Таможенный контроль объединяет меры административного и финансового характера.

На современном этапе развития порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза характеризуется как разрешительный, а не уведомительный.

При таком порядке перемещения через таможенную границу важную роль играют таможенные органы как контролирующие субъекты Государства – члены Таможенного союза стремятся, с одной стороны, ускорить и упростить порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с другой стороны, эффективно обеспечить соблюдение таможенного законодательства, опираясь на принцип выборочности таможенного контроля, в основе которого лежит использование системы управления рисками.

От эффективности таможенного контроля зависит состояние экономики государств – членов Таможенного союза, их внешнеэкономические и внешнеполитические связи, статус и авторитет в мировом сообществе.

Таможенные органы принимают меры, чтобы обеспечить соблюдение таможенного законодательства, и выполняют следующие основные функции:

  1. Осуществляют таможенный контроль, совершенствуют методы проведения таможенных операций и таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза.
  2. Содействуют развитию внешней торговли государств – членов Таможенного союза.
  3. Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  4. Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Обеспечивают на территории государств – членов Таможенного союза соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза.
  6. Обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;
  7. Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности.
  8. Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в области таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации в аэропортах государств – членов Таможенного союза.
  9. Содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите прав потребителей товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза.
  10. Проводят в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и национальным законодательством.
  11. Ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.
  12. Содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала государств – членов Таможенного союза, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы национальных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствуют оптимальному использованию ресурсов таможенных органов.
  13. Обеспечивают принятие мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств – членов Таможенного союза, ценных бумаг и валютных ценностей, дорожных чеков.
  14. Разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки.
  15. Обеспечивают выполнение международных обязательств государств – членов Таможенного союза в части, касающейся таможенного дела, сотрудничают с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
  16. Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам.
  17. Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Как видно, первой и, безусловно, важнейшей функцией, выполняемой таможенными органами, является таможенный контроль, который выступает одним из основных институтов таможенного права.

Таможенные органы относятся к числу специализированных органов контроля. Сферой их деятельности признается конкретная область общественных отношений. Группу контролируемых субъектов представляют участники внешнеэкономической деятельности. Для эффективного развития экономики таможенный контроль должен проходить в условиях, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Необходимо отметить, что стандартные правила Киотской конвенции в отношении тех или иных таможенных процедур или операций и применения форм таможенного контроля предоставляют государствам – участникам этой Конвенции возможность самостоятельно определять в национальном законодательстве соответствующие правила в зависимости от состояния экономических отношений в стране, уровня ее развития.

Вместе с тем предлагается детализировать стандарты для того, чтобы выработать единые подходы, обеспечивающие прозрачность правовых норм законодательства в области таможенного регулирования и повышающие эффективность таможенного контроля.

Рекомендации к стандартным правилам гл. 6 Киотской конвенции акцентированы на наиболее распространенных мерах таможенного контроля, способствующих упрощению таможенных процедур для увеличения объемов мировой торговли.

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер следует понимать формы, способы и средства проведения таможенного контроля.

Формы проведения таможенного контроля – это отдельные виды проверочных мероприятий.

К таким отдельным мероприятиям производства таможенного контроля относятся:

  • документальный контроль, т.е. проверка документов и сведений (ст. 111 ТК ТС), проверка системы учета товаров и отчетности (ст. 121 ТК ТС), таможенная проверка (ст. 122 ТК ТС);
  • фактический контроль, т.е. таможенный осмотр (ст. 115 ТК ТС), таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС), таможенное наблюдение (ст. 114 ТК ТС), проверка маркировки товаров (нанесения на них специальных марок), наличия на них идентификационных знаков (ст. 118 ТК ТС), таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119 ТК ТС), личный таможенный досмотр (ст. 117 ТК ТС), учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 120 ТК ТС);
  • устный опрос (ст. 112 ТК ТС);
  • получение пояснений (ст. 113 ТК ТС).

Законодательно закреплено 12 форм таможенного контроля, которые представлены в ст. 110 ТК ТС. Способы проведения таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (или форм) таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести следующие.

Создание зон таможенного контроля.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза (ст. 97 ТК ТС).

Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенное наблюдение.

Назначение экспертизы.

Таможенная экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций в их отношении, назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные знания (ст. 138 ТК ТС). Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.

Взятие проб и образцов.

Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для проведения таможенной экспертизы (ст. 144 ТК ТС).

Проба – это товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара.

Образец – единица товара (продукции), соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии, серии товара, либо единичный объект, представляемый в письменной и иных формах отображения, отбор которого в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке (ст. 137 ТК ТС).

Заинтересованные лица и контролирующие государственные органы с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров в случаях, установленных ТК ТС и законодательством государств – членов Таможенного союза (ст. 155 ТК ТС).

Привлечение специалистов.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия при проведении таможенного контроля (ст. 102 ТК ТС).

Специалист и эксперт не должны быть заинтересованы в результатах заключения, кроме того, специалист должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе в случае применения технических средств.

Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической деятельности.

Наложение ареста на товары или изъятие товаров.

Согласно ст. 134 ТК ТС налагать арест на товары и изымать их следует в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза. При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с ТК ТС, законодательством государств – членов Таможенного союза, налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение.

Основанием для наложения ареста служит обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначения товаров иными способами, если марки, знаки и др. должны наноситься на товары, ввозимые на территорию государств Таможенного союза.

Основанием для наложения ареста может быть отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и выпуска товаров, а также обнаружение недостоверности подобных сведений либо признаков того, что в отношении товаров не соблюдены условия и порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры.

Применение информационных ресурсов.

Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств – членов Таможенного союза (ст. 44 ТК ТС).

В целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую в себя сведения:

  • об учредителях организации;
  • о государственной регистрации юридического лица либо лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о составе имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности;
  • об открытых банковских счетах;
  • о внешнеэкономической деятельности;
  • о местонахождении организации;
  • о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
  • о платежеспособности лиц, включенных в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
  • в отношении физических лиц – персональные данные граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, ИНН), а также данные о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

Без использования информационных средств таможенного контроля не представляется возможным проводить эффективный контроль соблюдения таможенного законодательства. Для предотвращения нарушений таможенного законодательства применяется система управления рисками, которая базируется на оптимальном использовании информационных ресурсов.

Система управления рисками основана на эффективном применении ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений российского таможенного законодательства: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства.

Существуют следующие средства проведения таможенного контроля.

Технические средства таможенного контроля.

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенные органы могут использовать технические средства, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза (ст. 107 ТК ТС).

Технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека. Обеспечение единства и требуемой точности измерений и метрологический контроль и надзор при проведении таможенных операций с использованием технических средств осуществляются согласно законодательству государств – членов Таможенного союза.

Например, в Казахстане Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2010 г. N 1152 “Об утверждении Перечня и Правил применения технических средств таможенного контроля”, Приказом министра финансов от 27 августа 2010 г. N 428 “Об утверждении Правил применения и требования к изготовлению средств идентификации”; в России Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, Приказом ФТС России от 21 декабря 2010 г. N 2509 “Об утверждении Перечня и Порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации” утверждены перечни, правила применения технических средств таможенного контроля, требования к средствам идентификации.

Технические средства могут применяться при определенных формах таможенного контроля. При проверке документов и сведений для идентификации подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения обычно используют оптические увеличительные приборы, например лупы, микроскопы и приборы, имеющие ультрафиолетовый и инфракрасный спектр.

Для контроля носителей аудио- и видеоинформации применяют различные виды диктофонов, аудиоплееров, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и другую современную аппаратуру.

При таможенном наблюдении в целях визуализации зон таможенного контроля применяется аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, способная работать в условиях любой видимости, а также оптическая дальномерная аппаратура, среди которой моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры.

При таможенном осмотре товаров и транспортных средств для идентификационного экспресс анализа содержимого объектов таможенного контроля применяют различные анализаторы, экспресс-идентификаторы. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств для выполнения определенных технологических операций используют индивидуальные и групповые наборы специального инструмента, например для вскрытия предметов ручной клади, багажа, почтовых отправлений, крупногабаритных транспортных упаковок, ящиков, контейнеров.

При проверке маркировки товаров, наличия на них идентификационных знаков используют пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др. Для дистанционного осмотра помещений и территорий, поиска контрабанды применяют досмотровые
рентгенотелевизионные аппараты, рентгеноаппараты, флюороскопы прямого наблюдения, инспекционно-досмотровые комплексы, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, металлоискатели и металлодетекторы, например для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов.

При таможенном контроле используют и различные вспомогательные технические средства, такие как источники питания, зарядные устройства, приборы для взвешивания, измерительные, дозиметрические приборы.

Технические средства могут применяться при таможенном контроле любых товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в том числе ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемого багажа пассажиров, грузовых упаковок; всех видов транспортных средств; международных почтовых отправлений; таможенных документов на товары и транспортные средства; средств идентификации (специальных марок, идентификационных знаков), наложенных на документы, товары и транспортные средства и иные места, а также при таможенном контроле конкретных лиц, если есть основания полагать, что они скрывают товары, являющиеся объектами нарушения таможенного законодательства.

В настоящее время одним из эффективных средств таможенного контроля является инспекционно-досмотровый комплекс, который позволяет за короткое время, в течение трех пяти минут без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими их идентифицировать, изображение самого транспортного средства с детализацией узлов, наличием тайников, определить нехарактерные предметы, идентифицировать наименование, количество, состав, физические и химические свойства, применение запретов и ограничений.

Информационные ресурсы таможенных органов.

Под информационными ресурсами таможенных органов следует понимать организованную совокупность документированной информации, включающую в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов. Порядок получения информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства Таможенного союза, открыты и общедоступны. Общедоступные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов, Комиссии Таможенного союза.

Информационные ресурсы таможенных органов составляют также документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций, иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов (состав такой информации был приведен ранее в п. 6 “Применение информационных ресурсов”).

Как участники внешнеэкономической деятельности, так и физические лица имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

Информацию о лицах таможенные органы собирают при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения данных от других государственных органов государств – членов Таможенного союза.

Водные и воздушные суда таможенных органов.

Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств – членов Таможенного союза (ст. 107 ТК ТС).

Таможенный контроль товаров и транспортных средств в пределах территориального моря и внутренних вод единой таможенной территории, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Таможенного союза, проводится с использованием водных и воздушных судов таможенных органов. Очевидно, что положение ТК ТС, относящееся к водным пространствам, в большей части актуально для таких государств – членов Таможенного союза, как Россия и Казахстан.

Основополагающим нормативным документом, регулирующим применение водных и воздушных судов для целей таможенного контроля в Казахстане, является Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 октября 2010 г. N 1119 “Об утверждении Правил использования водных и воздушных судов таможенных органов Республики Казахстан для целей таможенного контроля”.

Согласно названному Постановлению морские (речные) суда используются таможенными органами:

  • для осуществления в назначенном районе таможенной территории таможенного наблюдения за перевозкой находящихся под таможенным контролем товаров, совершением с ними грузовых и иных операций;
  • для участия в мероприятиях по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений таможенных правил, а также в борьбе с контрабандой и иными преступлениями в области таможенного дела;
  • для обеспечения контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля;
  • для участия в таможенном сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита;
  • для остановки транспортного средства, если имеются достаточные основания считать, что на нем незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, и проведения его таможенного досмотра;
  • для доставки (высадки) досмотровых групп, должностных лиц таможенных органов, правоохранительных и других органов к местам таможенного контроля;
  • для обеспечения защиты досмотровой группы от противоправных действий нарушителей таможенного законодательства;
  • для взаимодействия с кораблями и судами иных контролирующих и силовых служб и ведомств – пограничных, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, в интересах охраны и защиты границы ТК ТС, сбора и передачи информации об обстановке в районе осуществления таможенного наблюдения, а также в пределах своей компетенции – о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях;
  • для участия в совместных мероприятиях таможенных органов государств – участников Таможенного союза и международных таможенных организаций по борьбе с терроризмом, браконьерством и контрабандой морепродуктов.

Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля в Российской Федерации устанавливается Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.

Согласно данному Закону при таможенном контроле с использованием водных и воздушных судов российских таможенных органов эти органы вправе:

  • при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать такое транспортное средство и проводить его таможенный досмотр;
  • задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ водные суда, убывшие с территории РФ без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне РФ до их захода в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, в территориальном море РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;
  • при обнаружении признаков административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) задерживать транспортные средства для их изъятия или ареста в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
  • в случаях, предусмотренных ТК ТС, осуществлять сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.

Поисковые и сторожевые собаки.

Вопрос использования поисковых и сторожевых собак в целях повышения эффективности проведения таможенного контроля регулируется законодательством государств -членов Таможенного союза.

Не вызывает сомнения важность использования таких средств таможенного контроля для выявления незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Можно привести достаточно примеров эффективного использования служебных собак. Одно из последних задержаний повергло в шок даже бывалых таможенников. В ходе досмотра грузового автомобиля, следовавшего в Китай через пункт пропуска Благовещенск – Хейхе, выяснилось, что кузов пуст лишь на первый взгляд.

Служебная собака обозначила наличие тайного груза. Между стенок грузового отсека автомобиля было найдено несколько десятков полипропиленовых сумок, в которых находилось 26 “губ (морда) лося весом 65 кг, 1041 лапа бурых медведей весом более 1200 кг, пять бивней мамонтов весом 82 кг, а также четыре шкуры рыси. Все это браконьеры везли для продажи в Китай.

В связи с увеличением международного товарооборота первоочередной задачей таможенного контроля является предупреждение нарушений таможенного законодательства. Превентивные цели таможенного контроля выражаются в предупреждении неправомерных действий как со стороны самого участника таможенных правоотношений, так и со стороны иного круга лиц.

Таможенный контроль строится на совокупности принципов, под которыми обычно подразумевают важнейшие, основополагающие идеи, позволяющие реализовать те или иные правовые явления.

Принципы таможенного контроля изложены в ст. 94 ТК ТС, согласованной с гл. 6 Руководства к Генеральному приложению Киотской конвенции, которая определяет, что принципы таможенного контроля – это обеспечение надлежащего применения таможенного законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международным торговле и туризму.

Рассмотрим основные принципы таможенного контроля.

Принцип законности.

В соответствии с этим принципом все подзаконные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области таможенного контроля, не должны противоречить международным правовым актам, конституции и иному законодательству государств – членов Таможенного союза.

Положения правовых актов национального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и национального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, не могут противоречить наднациональному законодательству. Кроме того, действия участников правоотношений по таможенному контролю не должны противоречить существующему законодательству.

В первую очередь недопустимо нарушение законодательства о таможенном контроле должностными лицами таможенных органов. Однако никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Ни одно действие участников таможенного контроля не должно противоречить международным правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству.

Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата: “Все, что не запрещено законом, разрешено”.

Принцип уважения прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Должностные лица таможенных органов не вправе ущемлять права физических и юридических лиц, а также оказывать какое бы то ни было противодействие осуществлению ими внешнеэкономической деятельности. В процессе таможенного контроля не допускаются действия, унижающие человеческое достоинство. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.

В противном случае они привлекаются к ответственности по законодательству государств – членов Таможенного союза. Согласно ч. 2 ст. 104 ТК ТС убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая неполученный доход, в соответствии законодательством государств – членов Таможенного союза.

Принцип гуманности.

Данный принцип означает возможность применения в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам и транспортным средствам. Данный принцип в значительной мере имеет гражданско-правовой аспект, поскольку вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно бюджета государств – членов Таможенного союза.

Принцип оперативности.

Данный принцип заключается в установлении законодателем сравнительно коротких сроков для проведения таможенного контроля во всех его формах. Мобильность таможенного контроля прямо отражается на объеме внешнеторгового оборота: чем быстрее осуществляется контроль, тем больший объем грузов участник внешнеэкономической деятельности перемещает через границу.

Сокращение сроков, введенных ТК ТС, согласуется с принципом оперативности. Как нововведение в ТК ТС можно отметить, что в целом выпуск товаров сократился с трех до двух дней, товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, до 4 часов, время регистрации таможенным органом транзитной декларации уменьшилось в 2 раза и составило 1 час.

Принцип международного таможенного сотрудничества.

Этот принцип предполагает взаимодействие таможенных органов государств – членов Таможенного союза с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеэкономической деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.

Приоритетными являются расширение сотрудничества от взаимной административной помощи, обмен информацией между таможенными органами вплоть до взаимного признания решений, осуществление отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа одного из государств – членов Таможенного союза и ряд других.

Всемирная таможенная организация за время своего существования разработала более 20 конвенций, среди которых Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Таможенная конвенция АТА Carnet для временного ввоза товаров, Таможенная конвенция о контейнерах, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений. Реализация данного принципа нашла свое выражение и в присоединении к международным конвенциям.

Принцип результативности.

Достижение целей таможенного контроля должно соотноситься с расходами на него.

Принцип необременительности.

Таможенный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным как для физических лиц, пересекающих таможенную границу, так и для юридических лиц – участников внешнеэкономической деятельности.

Принцип выборочности.

Объемы внешней торговли во всем мире постоянно растут, и ни одно государство не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла бы осуществлять всеобъемлющий, тотальный контроль за каждой внешнеторговой операцией без ущерба для самой внешней торговли.

Объемы товарооборота многократно превышают возможности самых развитых, опытных и технически оснащенных таможенных служб мира. Попытка всеобъемлющего контроля в отношении всех товаров, перемещаемых через границу, привела бы к параличу внешней торговли и, как результат, к катастрофическим последствиям для мировой экономики.

Именно поэтому, проводя таможенный контроль, таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только формами таможенного контроля, которых достаточно, чтобы обеспечить соблюдение таможенного законодательства государств – членов Таможенного союза.

Применение тех или иных способов таможенного контроля определяется необходимостью руководствоваться таможенным законодательством и обстоятельствами в каждом конкретном случае. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в какой форме проводить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что участники внешнеэкономической деятельности могут не исполнять требования, установленные таможенным наднациональным законодательством и законодательством государств – членов Таможенного союза.

Принцип осуществления таможенного контроля на основе системы управления рисками.

В Рекомендации к гл. 6 Киотской конвенции особое внимание уделяется проблемам методологии таможенного контроля. В соответствии с данной Конвенцией управление рисками – это основной, базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.

Таможенный контроль перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу реализуется с помощью мер, основанных на выборочности, например использовании метода случайной выборки при взятии проб и образцов или опыта и интуиции должностного лица таможенного органа.

В настоящее время в государствах – членах Таможенного союза при выборе форм таможенного контроля применяется система управления рисками. При этом под риском следует понимать вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Система управления рисками базируется на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, подрывающих конкурентоспособность национальных товаропроизводителей, затрагивающих другие важные интересы государств – членов Таможенного союза, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Принцип межведомственного взаимодействия.

Для повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенные органы должны иметь возможность использовать информацию других контролирующих государственных органов, необходимую для таможенного контроля.

Таможенные органы должны обеспечивать координацию действий при проведении таможенного контроля и иных видов государственного контроля в случаях перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Более того, нужен обмен информацией (сведениями) и (или) документами между таможенными органами и другими контролирующими государственными органами для проведения таможенного и иных видов государственного контроля с использованием информационных систем и технологий.

Принципы правового регулирования таможенного контроля пронизывают все правоотношения, возникающие при его осуществлении. Основные положения таможенного контроля в большинстве своем закреплены в источниках таможенного права, которые представляют собой целостную систему, элементы которой находятся в отношении субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.

Главный источник таможенного законодательства – ТК ТС, международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, а также соответствующая законодательная и нормативная правовая база государств – членов Таможенного союза.

Система источников таможенного законодательства была бы неполной без выделения группы актов, содержащих международные правовые нормы (международные таможенные конвенции, соглашения). Данная группа источников имеет огромное значение, поскольку обладает наибольшей юридической силой в сравнении с другими источниками права. Кроме того, международные договоры и соглашения определяют тенденции развития таможенного законодательства Таможенного союза.

Процесс совершенствования таможенного контроля в государствах – членах Таможенного союза
должен происходить в полном соответствии с принятыми международными требованиями. Таможенным органам необходимо усовершенствовать систему управления рисками, переходить к
автоматизированным системам таможенного контроля, полной электронной передаче данных,
использованию электронных документов; создать общедоступную информационную систему по
таможенному законодательству, внедрить принцип “единого окна”.

В зависимости от времени действия выделяют следующие виды таможенного контроля:

  1. Предварительный – предшествует совершению определенной деятельности, например, подача предварительной таможенной декларации влечет за собой начало проведения таможенного контроля до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
  2. Текущий – проводится в процессе таможенного оформления.
  3. Последующий – осуществляется после выпуска товаров.

При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы:

  • до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
  • до приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со ст. 200 ТК ТС;
  • до помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;
  • до обращения в собственность государства – члена Таможенного союза в соответствии с его законодательством;
  • до фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;
  • до признания отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, непригодными для их дальнейшего коммерческого использования;
  • до признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

Товары не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

Товары, фактически не вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации.

Помимо контроля на внешних границах Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, проверки наличия маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

ТК ТС устанавливает, что таможенные органы имеют право проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть определен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать пяти лет.

Действие таможенного контроля во времени различается в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

С одной стороны, товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Таможенного союза при их прибытии на таможенную территорию и до момента выпуска для внутреннего потребления, уничтожения, отказа в пользу государства и др.

С другой стороны, при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров и транспортных средств они считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

Таможенный контроль осуществляется в специальных местах. Такие территории называются зонами таможенного контроля и создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения товаров и транспортных средств под таможенным наблюдением.

Статья 97 ТК ТС содержит определение зон таможенного контроля. К ним относятся места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза.

По общему правилу на сухопутном участке таможенной территории Таможенного союза зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 км от линии таможенной границы в глубь территории.

На речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах национальных частей вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 км от береговой линии в глубь территории. На морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря России и Казахстана.

Различают два вида зон таможенного контроля. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю:

  • на территории пунктов пропуска вдоль таможенной границы Таможенного союза;
  • в иных местах, определенных в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (например, склад временного хранения, магазины беспошлинной торговли).

При определении пределов постоянной зоны таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа учитываются географические условия местности, характер и интенсивность внешнеэкономической и хозяйственно-производственной деятельности, административно территориальное деление и другие факторы, которые могут непосредственно влиять на организацию проведения таможенного контроля.

При этом таможенные органы должны руководствоваться принципом разумной достаточности, исходя из целей создания зоны таможенного контроля и возможностей таможенного органа в решении задач по проведению таможенного контроля на ее территории.

Постоянные зоны создаются, если владелец земельного участка, помещения предполагает использовать указанные территории исключительно для хранения на них товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершения с такими товарами иных таможенных операций; на отдельных участках территории преимущественно перевозятся или хранятся товары, находящиеся под таможенным контролем, либо в отношении указанных товаров совершаются иные таможенные операции и ограничение на перемещение таких товаров через границы зон таможенного контроля либо ограничение доступа к таким товарам необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Временные зоны таможенного контроля создаются при необходимости осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля. Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе на морских и воздушных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться при осуществлении оперативно розыскных мероприятий и производстве дознания и иных действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.

Создание временной зоны таможенного контроля для целей таможенного оформления вне установленных мест представляет собой исключительную меру, которая применяется в том случае, если доставка товаров в места, определенные для их таможенного оформления, невозможна либо затруднена в силу особенностей товара, сопряжена со значительными непроизводительными затратами, может повлечь за собой порчу товара либо утрату части его потребительских свойств до окончания таможенного оформления, а также если не представляется возможным обеспечить сохранность товара во время его следования до установленного места таможенного оформления.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Например, решение о создании постоянных зон таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ регламентировано Федеральным законом “О таможенном регулировании в Российской Федерации” и оформляется нормативными правовыми актами ФТС России в соответствии с порядком, утвержденным ФТС России по согласованию с ФСБ России, Минтрансом России и Федеральным агентством по обустройству Государственной границы РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2008 г. N 26 “О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации”.

Кодексом Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. N 296-IV “О таможенном деле в Республике Казахстан” (ст. 186) установлены правовой режим, порядок создания и обозначения зон таможенного контроля.

В Республике Беларусь порядок создания и правовой режим зон таможенного контроля установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. N 674 “Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и требованиях к ним”.

Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположены места и территории, где учреждаются постоянные зоны таможенного контроля. Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможни, в регионе деятельности которой будет находиться эта постоянная зона таможенного контроля.

В приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны:

  • основание и цель создания;
  • местонахождение;
  • пределы и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;
  • средства, используемые для обозначения;
  • сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для совершения таможенных операций, хранения товаров и транспортных средств без их помещения на склад временного хранения.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться для проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций – на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля, исходя из необходимости обеспечить беспрепятственное осуществление таможенными органами их функций; при необходимости осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) на основании доклада должностного лица таможенного органа о необходимости создания временной зоны таможенного контроля с указанием в нем причин и цели создания, срока, на который она необходима.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля оформляется приказом (распоряжением) таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанная зона.

В приказе (распоряжении) о создании временной зоны таможенного контроля должны быть указаны:

  • основание и цель создания;
  • дата создания и срок, на который она создается;
  • номера и даты документов, оформленных уполномоченными должностными лицами таможенных органов, если временная зона таможенного контроля создается на основании этих документов;
  • сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, где осуществляются таможенный осмотр, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, разрешено совершение таможенных операций, временное хранение товаров в пределах создаваемой временной зоны таможенного контроля;
  • местонахождение;
  • пределы и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;
  • применяемые средства обозначения.

Копия приказа (распоряжения) о создании временной зоны таможенного контроля в день его подписания направляется заинтересованному лицу.

По общему положению срок действия временной зоны таможенного контроля должен соответствовать срокам проведения и характеру мероприятий, обусловивших необходимость создания этой зоны.

Решение о создании зоны таможенного контроля может быть отменено в случаях изменения местонахождения таможенного органа; закрытия пункта пропуска через границу государств – членов Таможенного союза; изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем; изменения места, где допускается совершение таможенных операций;
прекращения оснований, в соответствии с которыми требовалось выделение и обозначение части
таможенной территории для целей проведения таможенного контроля.

Отмена решения о создании зоны таможенного контроля влечет за собой ее ликвидацию. О ликвидации зоны таможенного контроля извещаются заинтересованные лица.

Постоянные зоны таможенного контроля, которыми являются помещения и открытые площадки, предназначенные для их использования в качестве складов временного хранения, территория, прилегающая к ним и специально оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли, ликвидируются в случае исключения соответствующих юридических лиц из реестра владельцев складов временного хранения, реестра владельцев таможенных складов в соответствии с установленным порядком, а также закрытия магазина беспошлинной торговли.

Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля оформляется в виде приказа начальника таможни, за исключением случаев ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной вдоль таможенной границы государств – членов Таможенного союза.

Пределы зоны таможенного контроля отмечаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на государственном языке государств – членов Таможенного союза и английском языке соответственно: “Зона таможенного контроля” и Customs control zone. Эти знаки являются основным средством указания зоны таможенного контроля.

Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи “Зона таможенного контроля” (Customs control zone) непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр. Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.

Зона таможенного контроля обозначается по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зоны таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о конкретных ее пределах, об установленных местах пересечения ее границы, о перечне лиц, имеющих в нее доступ, о средствах ее обозначения и об иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.

Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, а также временно установленными знаками. При этом допускается применение подручных материалов и средств. Обозначение временной зоны таможенного контроля проводится только после принятия решения о ее создании.

Производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем; организацией и обслуживанием стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары; обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через границу товары и транспортные средства; со строительством, с реконструкцией зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, используемых для проведения таможенных операций; строительством и реконструкцией дорог и подъездных путей к пунктам пропуска, транспортно-инженерных сооружений, используемых для перемещения товаров и транспортных средств через границу (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков) в зонах таможенного контроля, в том числе созданных вдоль границы в пределах пятикилометровой зоны, допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.

Производственная и иная хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах зоны таможенного контроля, не должна создавать помехи беспрепятственной работе должностных лиц таможенных органов. Разрешение на ведение производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля выдает начальник таможенного органа, в регионе деятельности которого создана зона таможенного контроля, по письменному заявлению заинтересованного лица.

Как правило, таможенный контроль осуществляется на складах временного хранения (СВХ), которые являются зоной таможенного контроля. В ТК ТС (ст. 168) указано, что местами временного хранения являются СВХ и иные места в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

На таких складах проводится таможенное оформление товаров и транспортных средств. СВХ – это специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, оборудованные таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, создать возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

СВХ должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей. К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве СВХ, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения таможенного транзита.

Владельцем СВХ может быть юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения. Владельцами СВХ могут быть таможенные органы без их включения в реестр владельцев складов временного хранения. Таможенный орган должен обеспечить регулярное, не реже одного раза в шесть месяцев, опубликование в своих официальных изданиях перечней СВХ, владельцами которых являются таможенные органы, а также изменений, вносимых в эти перечни.

Виды товаров обусловливают наличие узких разновидностей таможенного контроля. Например, своей спецификой отличается проводимый таможенными органами контроль за перемещением электроэнергии.

По требованию контролируемого лица в случае обнаружения признаков нарушения таможенных правил выборочный контроль может трансформироваться в сплошной.

По числу субъектов, участвующих в процессах таможенного контроля, различают следующие его виды:

  • односторонний (осуществляется таможенными органами одного государства);
  • двусторонний (осуществляется таможенными органами разных государств в отдельности);
  • совместный, или одновременный (осуществляется таможенными органами разных государств совместно).

Статьей 105 ТК ТС, Соглашением об освобождении от применения таможенными органами государств – членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 г. и решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 449 “Об оборудовании в пунктах пропуска через внешнюю границу государств – членов Таможенного союза отдельных каналов для граждан государств – членов Таможенного союза” регламентированы случаи освобождения от таможенного досмотра лиц и товаров некоторых категорий.

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

  • глав государств – членов Таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;
  • глав правительств, членов правительств государств – членов Таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства – члены Таможенного союза с официальным визитом;
  • президентов государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, прекративших свои полномочия, и следующих вместе с ними членов их семей;
  • высших должностных лиц государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий;
  • иных лиц – в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и иными международными договорами.

От таможенного досмотра освобождаются: иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом; военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств – членов Таможенного союза перемещается через таможенную границу.

Неприменение форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать положения таможенного законодательства.

Резюмируя, можно выделить главные составляющие таможенного контроля. Во-первых, таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля. Во-вторых, таможенный контроль основан на следующих принципах: законности, уважения прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, гуманности, оперативности, международного таможенного сотрудничества, результативности, необременительности, выборочности таможенного контроля, осуществляемого на основе системы управления рисками.

Правовая база таможенного контроля – система источников таможенного законодательства.

Организация таможенного контроля строится в соответствии с международными правовыми нормами.

Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами и охватывает товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу. Он непосредственно связан либо с товарами, перемещаемыми через границу РФ, либо с деятельностью лиц в области таможенного регулирования. Таким образом, таможенный контроль выступает важнейшим институтом таможенного регулирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)