Таможенная проверка

Вопрос таможенной проверки регламентирован ст. 122 ТК ТС.

Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

Все большую актуальность приобретают вопросы приведения форм и методов деятельности таможенных органов государств – членов Таможенного союза в соответствие с принятыми в мировой практике. В Киотской конвенции провозглашается принцип максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая анализ рисков и выборочный контроль, а также использование последующего контроля или постаудита.

Таможенная проверка – это один из основных способов осуществления таможенного контроля, который применяется в большинстве стран.

В условиях действия Таможенного союза эта проблема остается актуальной. Смысл применения таможенной проверки заключается в выборочном таможенном контроле. После выпуска товаров выполняется так называемая внешняя проверка непосредственно на предприятии.

Таможенная проверка, основанная на системе управления рисками, позволяет с большей степенью вероятности выявить:

  • признаки правонарушений, совершенных участниками внешнеэкономической деятельности;
  • конкретные, относимые к рисковым, внешнеторговые сделки и совершающих эти сделки участников внешнеэкономической деятельности.

Под проверяемыми лицами следует понимать:

  • декларанта;
  • таможенного представителя;
  • перевозчика, в том числе таможенного перевозчика;
  • лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя;
  • лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
  • владельцев магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
  • уполномоченного экономического оператора;
  • иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
  • лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

В условиях действия Таможенного союза круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, расширился. Теперь в перечень лиц, ведущих деятельность в области таможенного дела и могущих быть проверяемыми, включены и владельцы магазинов беспошлинной торговли, а также новый субъект таможенных правоотношений, появившийся в ТК ТС, – уполномоченный экономический оператор.

При таможенной проверке таможенные органы определяют:

  1. Факт помещения товаров под таможенную процедуру.
  2. Достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.
  3. Соблюдение ограничений в отношении пользования и распоряжения условно выпущенными товарами.
  4. Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.
  5. Соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора.
  6. Соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза.
  7. Соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с ТК ТС таможенному контролю теперь могут подвергаться не только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности, таможенные органы получили право проводить таможенную проверку получателей (владельцев) товаров, которые формально иногда не являются субъектами таможенных правоотношений, поскольку не выступают непосредственными сторонами внешнеэкономической сделки.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

При таможенной проверке могут использоваться иные формы таможенного контроля, о которых говорилось ранее (перечень установлен ст. 110 ТК ТС).

В ходе таможенной проверки осуществляются:

  • проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
  • выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, приведших к этому;
  • выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение;
  • определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности и иных проверяемых лиц путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля;
  • создание информационно-аналитической базы результатов таможенных ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле (актуализация рисков) для своевременного воздействия на указанные процессы;
  • получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц в целях устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля подразделениями таможенных органов.

Таможенной проверке должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

Таможенная проверка может быть камеральной или выездной. Это разделение, появившееся в ТК ТС, напрямую задействовано из налогового законодательства.

Из налогового законодательства перешли и такие нормы, как:

  1. Разделение выездных таможенных проверок на плановые и внеплановые (п. 2 ст. 132 ТК ТС).
  2. Определение оснований для назначения внеплановой выездной проверки (п. 4 ст. 132 ТК ТС).
  3. Проведение встречной проверки (п. 7 ст. 132 ТК ТС).
  4. Установление ограничений периодичности проведения таможенных проверок (п. 7 ст. 132 ТК ТС).
  5. Закрепление обязанности направления проверяемому лицу уведомления о проведении плановой выездной проверки (п. 9 ст. 132 ТК ТС).
  6. Приостановление проведения выездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132 ТК ТС).
  7. Перечисление прав и обязанностей должностных лиц, а также проверяемых лиц при проведении проверки (ст. ст. 134, 135 ТК ТС).

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

Можно заключить, что таможенная проверка представляет собой последующий контроль, поскольку она охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта за истекший период.

Основное ее содержание – проверка соблюдения норм текущего законодательства. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности, позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)