Тактика производства допроса участников дорожно-транспортных преступлений

Допросы свидетелей, потерпевших являются важным источником доказательств по любому уголовному делу, в том числе и по делам о ДТП. В ходе их допроса устанавливаются время и место ДТП, метеорологические условия, состояние проезжей части дороги, скорость и направление движения транспорта, характер движения пешехода и многие другие обстоятельства.

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут быть допрошены: лица, присутствовавшие при ДТП:

  • находившиеся в автомобиле, участвовавшие в ДТП, находившиеся на улице (дороге) в момент происшествия;
  • врачи бригады скорой медицинской помощи, прибывшей на место ДТП, и сотрудники медицинских учреждений, в которые были доставлены пострадавшие;
  • лица, участвующие в осмотре места ДТП и транспортного средства;
  • родственники и знакомые водителя и потерпевшего;
  • работники автохозяйств и дорожных служб и др.

Содержание их допросов зависит от обстоятельств, подлежащих выяснению по конкретному уголовному делу.

Но в целом круг вопросов, подлежащих выяснению при допросе свидетелей и потерпевших можно условно разбить
на 4 группы:

  1. Выяснение условий, при которых свидетель наблюдал происшествие, и его возможности объективно воспринимать и правильно излагать увиденное.
  2. Выяснение поведения пешеходов на дороге, положение их в момент наезда и месторасположение после него.
  3. Выявление действий водителя и характера движения транспортного средства.
  4. Выяснение характера движения других транспортных средств.

Первая группа вопросов направлена на выяснение условий, при которых свидетель наблюдал происшествие, и возможности объективно воспринимать и правильно излагать увиденное.

Такими вопросами могут быть:

  1. С какого места Вы наблюдали происшествие, каким образом там оказались (откуда и куда направлялись)?
  2. Какое расстояние отделяло Вас от места аварии?
  3. Какое было состояние погоды, проезжей части дороги? Какими были освещение и видимость места происшествия?
  4. Регулировалось ли движение транспортных средств на участке дороги, работали ли светофорные объекты?
  5. Не было ли помех у Вас для наблюдения (движение пешеходов, транспорта), а также объектов, ограничивающих видимость (угол строения, остановившийся автобус и т. п.)?
  6. Какое у Вас состояние здоровья (зрение, слух и т. д.), состоите ли на учете у психиатра или нарколога?
  7. Находились ли в момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения?
  8. Имеете ли навыки управления автомобилем или профессиональные познания в области автодела и безопасности движения?

Вторая группа вопросов помогает выяснить поведение пешеходов на дороге, положение их в момент наезда и месторасположение после него.

К ним можно отнести следующие вопросы:

  1. В каком направлении начал движение потерпевший, как он двигался (шел, бежал, изменял ли направление и темп движения; останавливался, смотрел ли перед выходом на проезжую часть и во время движения на приближающийся автомобиль)? Если движение регулируется светофором, то на какой его сигнал пешеход вышел на дорогу?
  2. Не появился ли пешеход на проезжей части из-за какого-либо препятствия (из-за движущегося или стоявшего транспорта и т. д.)?
  3. Как вел себя пешеход, увидев приближающийся автомобиль, услышав звуковой сигнал?
  4. В каком месте произошел наезд, столкновение (какое расстояние преодолел пешеход по проезжей части до наезда)?
  5. Какой частью автомобиля произошел наезд, и какой частью тела был обращен пешеход к автомобилю в момент первоначального контакта с транспортным средством?
  6. Куда упал потерпевший после удара, был ли он перемещен автомобилем, на какое расстояние?
  7. Имел ли место переезд колесами транспортного средства (если да, то через какие части тела)?
  8. Перемещали ли пострадавшего с места падения до приезда сотрудников полиции или бригады скорой помощи?

Третья группа вопросов направлена на выявление действий водителя и характера движения транспортного средства.

Она может включать в себя следующие вопросы:

  1. Каковы были скорость и направление движения автомобиля; марка, цвет и государственный номер последнего?
  2. Были ли в автомобиле пассажиры, чем был загружен автомобиль?
  3. Какие меры предпринимал водитель для предотвращения ДТП (торможение, маневрирование, подача звукового сигнала)?
  4. Что делал водитель после остановки? Кто и как вызвал милицию и «Скорую помощь»?
  5. Видели ли, как водитель выходил из автомобиля, как он выглядел, что говорил? Откуда из автомобиля вышли пассажиры, что поясняли на месте?
  6. В каком состоянии находился водитель и пассажиры автомобиля (если в нетрезвом, что на это указывало)?
  7. Перемещались ли транспортное средство (с места остановки), отделившиеся от него части или вещи пешехода (упавшие на проезжую часть)?
  8. Кто первым подошел или подъехал к месту происшествия?

Четвертая группа направлена на выяснение характера движения других транспортных средств:

  1. Следовали в момент происшествия в попутном или во встречном направлении другие транспортные средства (их марка, цвет, г/н)? Какова была их скорость, как они располагались на проезжей части?
  2. Не изменяли ли данные транспортные средства направление движения и не создавали ли они помехи для движения автомобиля, совершившего происшествие?

В случае оставления водителем места ДТП дополнительно выяснить тип, марку, цвет характерные особенности ТС, его государственный регистрационный знак, наличие механических повреждений на ТС, направление его движения, при возможности приметы водителя (по правилам описания внешности человека).

Допрос потерпевшего при расследовании ДТП имеет важное значение для быстрого, полного и всестороннего расследования преступления. В своих показаниях потерпевший сообщает об обстоятельствах совершенного ДТП,
без которых по ряду происшествий трудно, а иногда и невозможно выяснить и установить важные вопросы, относящиеся к событию преступления, виновности водителя, характеру полученных телесных повреждений и причиненного материального ущерба.

В связи с этим потерпевшего (с учетом состояния его здоровья) необходимо допросить в минимальные сроки после ДТП. Тем не менее в некоторых ситуациях допрос непосредственно после события ДТП потерпевшего или свидетеля-очевидца, остро переживающих случившееся, также может быть малоэффективным, и спустя несколько дней после ДТП, когда переживания утрачивают свою остроту и не мешают допрашиваемому сосредоточить внимание на обстоятельствах происшествия, потерпевшего необходимо допросить дополнительно, детализируя обстоятельства случившегося.

Важно учитывать, что нередко следователи сталкиваются с показаниями потерпевших о том, что автотранспортное происшествие явилось для них полной неожиданностью, и они не знают, откуда взялась машина, совершившая наезд. И такое пояснение часто соответствует действительности.

Тем не менее, эти участники происшествия должны быть тщательно допрошены. Они могут воспроизвести ряд существенных деталей, значимых для уяснения обстоятельств происшествия: сообщить, с какой стороны улицы и на какую он переходил; где произошел наезд; назвать известных ему лиц, являющихся очевидцами происшествия, и т. п. А в ситуации, когда виновник скрылся с места ДТП, показания потерпевшего являются основным достоверным источником сведений для расследования преступления.

В ходе допроса у потерпевшего необходимо выяснить:

  1. Каково состояние его здоровья было до ДТП.? Страдал ли до ДТП какими-либо хроническими заболеваниями, которые могли повлиять на причину совершения ДТП?
  2. Употреблял ли он спиртные напитки, наркотические вещества, лекарственные средства, если да, то какие, в каком количестве и когда?
  3. Где он находился, по какой улице двигался, в каком направлении?
  4. Каковы были время суток, условия освещения и видимости?
  5. Какое транспортное средство двигалось (марка, регистрационный знак), в каком направлении, по какому ряду, с какой скоростью?
  6. Какая интенсивность движения была на проезжей части, во сколько рядов позволяет движение ширина проезжей части, какие транспортные средства двигались в попутном и встречном направлениях, их интенсивность?
  7. Как двигался сам пешеход: темп, направление и угол его движения, с подробным описанием поведения на проезжей части, если потерпевший – пассажир, то где находился в салоне транспортного средства, был ли пристегнут ремнями безопасности и т. д.?
  8. Куда произошел удар и какой частью транспортного средства?
  9. Какое было положение потерпевшего после удара, был ли отброшен и куда, имело ли место волочение пострадавшего и на какое расстояние?
  10. Какие телесные повреждения причинены, терял ли сознание?
  11. В какие медицинские учреждения обращался, с какого по какой период лечился и с каким диагнозом, какие затраты за лечение?
  12. Как действовал водитель после ДТП?
  13. Какой ущерб ему причинен в результате происшествия?
  14. Согласен ли с обозначенным на схеме местом совершения дорожно-транспортного происшествия?

При этом к протоколу допроса потерпевшего целесообразно приобщать схему, составленную им собственноручно или с его слов следователем, с указанием расположения всех участников относительно друг друга, ширины проезжей части дороги в месте ДТП.

Допрос подозреваемого

Водитель, причастный к ДТП и заинтересованный в исходе дела, нередко стремится объяснить обстоятельства происшествия в выгодном для него свете. Поэтому достоверность сообщенных им сведений, необходимо тщательно проверить путем допросов потерпевших и свидетелей, проведения следственного эксперимента, а также изучения заключений автотехнической, судебно-медицинской и иных экспертиз.

При допросе водителей, совершивших ДТП, выделяют общие и специфические вопросы, относящиеся к конкретному виду ДТП.

К общим вопросам, подлежащим выяснению у водителей-виновников ДТП, относят следующие:

  1. С какого времени он имеет навыки управления транспортным средством, имеет водительское удостоверение, какой категории? Как часто управляет транспортным средством?
  2. Какое транспортное средство за ним закреплено или имеет в личном пользовании (марка, модель, регистрационный знак)?
  3. В какое время в день аварии выехал на линию, в течение какого периода времени находился за управлением транспортного средства?
  4. Техническая исправность транспорта (тормозная система, рулевое управление, осветительные приборы и другие агрегаты).
  5. Каково было самочувствие водителя в день ДТП (не был ли в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, усталым, под влиянием лекарственных средств, что принимал, во сколько и в каких количествах)?
  6. Какие работы и поездки выполнял, на каком часу нахождения за рулем совершил ДТП, каков километраж?
  7. По какой улице, шоссе, проспекту, трассе (название) следовал? В каком направлении?
  8. Наличие пассажиров в салоне автомобиля, кто и где располагался. Были ли водитель и пассажиры пристегнуты ремнями безопасности?
  9. По какому ряду или полосе движения своего направления следовал?
  10. Какова скорость движения транспортного средства?
  11. Имеется ли на проезжей части дорожная разметка, какая?
  12. Во сколько рядов позволяет двигаться ширина проезжей части в попутном и встречном направлениях?
  13. Сколько рядов в каждом из направлений?
  14. Наличие дорожных знаков и зона их действия.
  15. Какое покрытие дороги (асфальт, грунт, щебень)?
  16. Состояние покрытия дороги (сухое, мокрое, гололед).
  17. Были ли выбоины, неровности, уклоны, подъемы, колея, снежные заносы, открытые колодца и другие дефекты дорожного полотна?
  18. Какие погодные условия были на момент совершения ДТП? (снег, дождь, ясно, пасмурно, солнечно)?
  19. Какое было время суток на момент совершения ДТП (светлое, темное, сумерки)?
  20. Какая была видимость в направлении движения (неограниченная, ограниченная)? Если ДТП произошло
    в темное время суток, то данное расстояние необходимо сопоставлять с замерами видимости и обзорности с рабочего места водителя, производимыми при осмотре места ДТП и зафиксированными в протоколе осмотра места ДТП.
  21. Какая была интенсивность движения в попутном и встречном направлениях? Какие конкретно транспортные средства двигались, как они располагались относительно описываемого автомобиля (на каком расстоянии спереди, сзади, с каким боковым интервалом)?
  22. Какие меры принял водитель после совершения ДТП (оказал первую помощь, отправил пострадавшего в больницу, вызвал сотрудников ГИБДД, записал свидетелей и очевидцев, принял меры к сохранению следов, скрылся с места ДТП)?

Подводя итог, можно отметить, что своевременное и эффективное проведение допроса вышеуказанных категорий лиц будет способствовать сбору криминалистически значимой информации о событии ДТП, лице, виновном в его совершении, а также иных обстоятельствах, от которых зависит дальнейший ход расследования ДТП в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)