Структура криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений

Для качественного и результативного расследования преступлений, помимо знания уголовно-правовой характеристики, указывающей на общественную опасность совершенного деяния, а также его противоправность, виновность и наказуемость, следователю необходимы знания криминалистической характеристики преступления, обеспечивающей системный подход к расследованию преступлений, повышающий его эффективность.

В данном исследовании мы не будем останавливать свое внимание на определении конструктивных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, а перейдем к рассмотрению криминалистической характеристики ДТП.

Под криминалистической характеристикой ДТП мы понимаем научно обоснованную систему закономерно повторяющейся, криминалистически значимой информации о наиболее типичных признаках дорожно-транспортного преступления, являющейся важнейшим источником организации и осуществления его всестороннего, полного и объективного раскрытия и расследования.

Полностью разделяя позицию С.И. Коновалова, резюмирующего, что к элементам криминалистической характеристики следует относить признаки, имеющие ключевое значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений определенного вида, к которым относится информация, полученная в результате изучения следов преступления – как идеальных, так и материальных1, отметим, что криминалистическая характеристика ДТП отличается значительным своеобразием.

Поскольку ДТП совершаются неумышленно, в их типовой криминалистической характеристике отсутствуют такие элементы, как непосредственный предмет преступного посягательства и способы совершения преступления.

Полагаем, что в структуру криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных статьей 264
УК РФ, входят такие взаимосвязанные элементы, как: механизм ДТП; обстановка совершения преступления: время, место, условия, способствующие совершению преступления (или причины ДТП), механизм следообразования, характеристика личности виновного в совершении преступления, сведения о личности потерпевшего.

И все же ведущим элементом в криминалистической характеристике ДТП, в отличие от иных составов преступления (в большей степени умышленных), является именно механизм преступления, а не способ его совершения.

При этом под механизмом ДТП следует понимать процесс формирования и развития аварийной ситуации, характеризующийся стадийностью и находящийся в причинно-следственной связи с определенными нарушениями Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, кульминацией которого явилось дорожно-транспортное происшествие.

В то же время в качестве механизма ДТП можно рассматривать и совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития транспортного происшествия.

На предаварийном этапе дорожно-транспортного происшествия в обстановке дорожного движения появляются факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя принятия дополнительных мер для сохранения условий безопасности.

Такими факторами по отношению к транспортному движению могут быть внешние явления, такие как, например, поведение пешеходов вблизи дороги, начавшийся дождь или мокрый снег и т. д. и внутренние явления, включающие неисправности транспортного средства (далее – ТС), отклонение психофизиологического состояния водителя от нормы и другие.

В этой связи следует отметить, что в 2016 году в Правила дорожного движения Российской Федерации (п. 2.7) введено понятие «опасное вождение».

Указанное понятие включает: «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий:

  • невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспорту, который пользуется преимущественным правом движения;
  • перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия);
  • несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
  • несоблюдение бокового интервала;
  • резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения ДТП);
  • препятствование обгону, если данные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей…».

Опасное вождение, будучи само по себе нейтральным с точки зрения уголовного закона, также может явиться фактором, способствующим возникновению и развитию аварийной ситуации.

Наличие таких факторов требует от водителя определенного реагирования: снижения скорости, подачи сигнала, предупреждающего другого участника о возникающей опасности и т. п.

На этапе возникновения аварийной ситуации происходит фактическое рассогласование функциональных связей в системе дорожного движения, в результате которого водитель ТС полностью или частично утрачивает способность своими действиями влиять на опасный ход события.

Вследствие неправильного поведения участников дорожного движения складывается неуправляемая аварийная обстановка, в условиях которой участники происшествия лишаются возможности влиять на механизм его развития.

В механизм аварии могут включаться дополнительные факторы, так или иначе воздействующие на финальный процесс события. В одних ситуациях они оказывают позитивное влияние на финальную стадию происшествия и возникают менее тяжкие последствия, в других – отрицательное, и, соответственно, вызывают более тяжкие последствия.

В юридической литературе выделяют открытую или скрытую для участников дорожно-транспортного происшествия аварийную ситуацию.

Открытая аварийная ситуация возникает тогда, когда участники дорожно-транспортного происшествия имели возможность своевременно обнаружить признаки ее возникновения, а фактическое обнаружение зависит от субъективных факторов (например, водитель не обнаружил своевременно признаки аварийной ситуации из-за невнимательности).

Интересно
Скрытая аварийная ситуация детерминируется условиями, которые объективно не позволяют участникам дорожно-транспортного происшествия своевременно обнаружить ее возникновение. Для того чтобы установить скрытую аварийную обстановку, необходимо тщательно исследовать динамику события, особенности окружающей среды, ограничивающие возможности по обнаружению и оценке надвигающейся опасности.

По степени участия в аварийной обстановке участников дорожно-транспортного происшествия выделяют общую и одностороннюю ситуации.

Общая аварийная ситуация характеризуется тем, что в момент ее возникновения одновременно два или более субъектов, осуществляющих движение, лишаются возможности изменить своими действиями опасный ход развития события.

При односторонней аварийной ситуации аварийная опасность возникает в основном для одного из участников, в то время как второй имеет практическую возможность разрядить обстановку и предупредить дорожно-транспортное происшествие.

Послеаварийная стадия проявляется в установлении действий участников ДТП после состоявшегося происшествия.

Обосновывается данное положение включением в предмет доказывания действий водителя непосредственно после события дорожно-транспортного происшествия. Как показывает следственная и судебная практика, все элементы механизма ДТП взаимосвязаны и в совокупности влекут преступные последствия.

Обстановка совершения ДТП включает в себя такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная обстановка, например, представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении транспортным средством.

Она включает в себя и планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей и т. д.

Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований ожидать возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т. п.

Местом совершения ДТП может быть проезжая часть улицы населенного пункта или автодороги федерального и иного значения, а также территория населенного пункта, организации, учреждения и т. д.

Точное установление места совершения ДТП необходимо не только для определения территориальной подследственности, но и для определения того, какими требованиями ПДД должны были руководствоваться его участники. Правила дорожного движения накладывают на водителя различные ограничения по выполнению маневров, выбору максимальной скорости движения, праву преимущественного проезда и другие на различных участках проезжей части в зависимости от установленных дорожных знаков, от характеристики дороги и местности.

В настоящее время нет единства взглядов на причины ДТП, как в принципе нет и единой классификация данных причин.

С криминалистической точки зрения основными причинами возникновения ДТП являются:

  1. Нарушение водителями правил движения и эксплуа-тации ТС.
  2. Нарушение правил движения пешеходами или правил поведения пассажирами.
  3. Неудовлетворительное состояние дорог и нарушение правил контроля за состоянием дорожного полотна.
  4. Неудовлетворительное состояние средств регулирования движения.
  5.  Нарушение правил технического обслуживания и выпуска транспортных средств в эксплуатацию с техническими неисправностями.

Следует учитывать, что ДТП чаще всего происходят в результате взаимодействия причин (например, столкновение транспортных средств явилось результатом того, что водитель превысил скорость и нарушил правила обгона, а другой – правила маневрирования или перестроения из ряда в ряд; неожиданный выход пешехода на проезжую часть из-за стоящего транспорта; нарушение пассажирами правил посадки-высадки и т. д. и т. п.).

Поэтому криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий включает совокупность общих, частных, и индивидуальных взаимообусловленных черт, которые находят свое проявление главным образом:

  • в механизме преступления;
  • в обстановке и средствах совершения преступления;
  • в особенностях личностной характеристики участников ДТП.

Характеризуя механизм следообразования, важно отметить, что в результате дорожно-транспортного происшествия остаются как материальные, так и идеальные следы, изучение которых позволяет получить доказательства, достаточные и необходимые для реконструкции механизма дорожно-транспортного происшествия и установления виновности конкретных лиц в произошедшем.

Идеальные следы ДТП представляют собой зрительные или слуховые образы, запечатленные участниками ДТП (водителями, пешеходами и др.), очевидцами, а также иными лицами (ответственными за выпуск и эксплуатацию транспортных средств, руководителями транспортных организаций, имеющими отношение к конкретному дорожно-транспортному происшествию и др.).

Материальные следы ДТП делятся на следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества, которые могут быть обнаружены на проезжей части, транспортном средстве и препятствии (другом транспортном средстве, сооружении, человеке). Для каждого вида ДТП характерны свои материальные следы. Более детально они будут рассмотрены нами в следующей главе при освещении тактических особенностей осмотра места происшествия.

Важное значение в структуре криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений имеет изучение особенностей личности виновного в совершении ДТП.

Как правило, этой категории лиц присущи такие свойства, как излишняя самоуверенность, эгоизм, пренебрежительное отношение к правилам безопасности, недостаточная профессиональная подготовка. Это могут быть и малоопытные водители, не обладающие умением быстро и правильно оценивать возникшую ситуацию, прогнозировать ее осложнение и не имеющие достаточных навыков управления транспортом.

Интересно
При определении степени вины обвиняемого, главным остается выявление факта (либо фактов) нарушения им правил дорожного движения и установление причинно-следственной связи между его действиями и наступившими преступными последствиями. Именно во взаимосвязи всех элементов криминалистической характеристики устанавливается виновность обвиняемого.

Что касается такого элемента криминалистической характеристики, как личность потерпевшего, то она должна исследоваться посредством определения статического (возраст, пол, социальный статус, род деятельности, правосознание, состояние здоровья, наличие состояния опьянения и др.) и динамического аспектов (поведение потерпевшего, предшествовавшее событию преступления, и в момент преступления).

Учитывая то, что дорожно-транспортные преступления относятся к неосторожным, их особенностью является также и то, что потерпевший может быть одновременно виновным в его совершении. Поэтому действия потерпевшего необходимо оценивать в совокупности с имеющимися сведениями об окружающей и дорожной обстановке.

К таким сведениям относится информация о времени совершения преступного деяния, погодных условиях, освещенности дороги, интенсивности движения, наличии или отсутствии дорожных знаков и дорожной разметки, светофорных объектах, дорожных ограждениях, наличии у пешеходов светоотражающих элементов на одежде в темное время суток, и др. 

Таким образом, изучение во взаимосвязи всех вышеуказанных элементов криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений станет основой определения типичной следственной ситуации, формулирования и проверки следственных версий, и в целом организации расследования ДТП.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)