Особенности производства отдельных видов следственного осмотра по делам о дорожно-транспортных преступлениях
Одним из важнейших следственных действий, направленных на обнаружение следов преступления, иных доказательств, а также выяснения обстановки на месте происшествия и других обстоятельств, имеющих значение для дела, является следственный осмотр.
В соответствии со ст. 176 УПК РФ одним из видов следственного осмотра является осмотр места происшествия –
следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии следователем места происшествия в целях его изучения, а также обнаружения, фиксации, изъятия следов и других объектов, имеющих значение для дела.
Задачи осмотра места ДТП могут носить как общий, так и частный характер. К общим задачам следует отнести получение сведений об обстоятельствах того, что произошло, объектах и лицах, имеющих отношение к произошедшему событию, их связях и взаимодействиях.
К частным задачам осмотра места ДТП можно отнести:
- Выяснение обстановки, установление места и времени происшествия, а также его последствий.
- Обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств.
- Определение технического состояния ТС для установления технических причин и условий, повлекших происшествие.
- Поиск ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о транспортных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определение направления их движения после происшествия.
- Установление причин происшествия и условий, способствовавших его совершению.
- Построение и проверка версий об обстоятельствах происшествия.
Таким образом, решая частные задачи, лицо, проводящее осмотр места ДТП, прибегает к мысленному моделированию, пытаясь воссоздать в своем воображении общую картину того, что произошло.
Следует заметить, что условия эффективности решения задач осмотра места происшествия при ДТП имеют прямую связь с его принципами, к которым относятся: законность, своевременность, полнота, планомерность (систематичность), всесторонность, объективность, единое руководство осмотром, активность осмотра, применение научно-технических средств.
Одним из важных (первостепенных) является принцип законности. Этот принцип требует, чтобы осмотр проводился в соответствии с нормами УПК РФ. К примеру, исходя из общего правила, осмотр места происшествия может производиться в дневное время (ч. 3 ст. 164 УПК РФ). Если ДТП произошло ночью (с 22.00 до 06.00 часов), то проведение осмотра допускается, однако не следует упускать из вида тот факт, что при недостаточном освещении качество осмотра в основном низкое, поэтому в указанном случае рекомендуется проводить повторный осмотр в дневное время.
Проблематика осмотра места ДТП затрагивается в ряде научных работ. Так, А. А. Кондратьев, освещая вопросы,
связанные с участием понятых в проведении осмотра места ДТП, предлагает создание «института» понятых с наделением их правами, обязанностями и гарантиями, включая материальное вознаграждение.
Проведение осмотра места ДТП без понятых, и без технических средств фиксации может привести к неполноте доказательств.
Однако на практике при длительном многочасовом осмотре места ДТП использование указанных выше технических средств не осуществляется, в том числе из-за отсутствия специализированного оборудования, которое позволяет вести долговременную видеофиксацию и работает в автоматическом режиме, не требующем привлечения оператора.
На наш взгляд, наличие подобной аппаратуры в распоряжении следователя весьма упростило бы ему работу. Кроме того, по мнению ряда авторов, конкретизация порядка применения технических средств фотофиксации путем внесения дополнений в ст. 170 УПК РФ также весьма упростила бы работу следователям, осуществляющим процессуальные и следственные действия по делам о ДТП.
Своевременность проведения осмотра означает безотлагательность выезда на место ДТП следственно-оперативной группы. Непосредственный повод для осмотра – это получение сообщения о произошедшем событии, а также обнаружение в ходе производства следственных или судебных действий обстоятельств, выяснить которые, не проводя осмотр, не представляется возможным.
Полнота осмотра – это своего рода гарант, что все следы, которые находятся на месте совершения ДТП, будут обнаружены, зафиксированы и надлежащим образом исследованы.
Планомерность осмотра места ДТП состоит в верном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра. Благодаря планомерности может быть обеспечена полнота, своевременность и качество выполнения всех должных действий, а в итоге максимальная результативность осмотра места ДТП.
Хотелось бы отметить, что осмотр места ДТП относят к сложным следственным действиям. Во-первых, из-за того,
что зачастую он осуществляется при неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег, туман и т. д.) и недостаточном освещении в ночное время.
Во-вторых, из-за необходимости производства осмотра места происшествия в максимально сжатые сроки. Это объясняется тем, что ДТП, как правило, происходит в местах с интенсивным движением транспорта. Из-за быстро меняющейся обстановки и невозможности полной остановки движения на длительный период времени становится нереальным сохранить в первоначальном виде место ДТП. Для решения данной проблемы считаем необходимым использовать технические средства, которые позволят значительно упростить, ускорить и автоматизировать процесс осмотра места происшествия.
Это позволит существенно снизить роль человеческого фактора. Так, например, достаточно эффективно использование при осмотре места ДТП с большим количеством пострадавших, автомобилей, в сложных погодных условиях, а также на сложных участках дорог фотограмметрических и 3D-технологий, геолокаторов, мультикоптеров, квадрокоптеров и др.
Следует отметить, что при производстве следственных действий с применением средств спутниковой навигации нужно соблюдать процессуальные требования: участвующие в следственном действии лица должны быть предупреждены об использовании технического средства, в протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия должны быть внесены данные о модели устройства, о лице, осуществляющем его применение, и полученных результатах.
В специальной литературе по указанной теме место осмотра ДТП подразделяется на три зоны:
- Исходная зона – это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности.
- Промежуточная зона – место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т. д.).
- Зона совершения ДТП – включает место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т. д.).
Знание, понимание и правильное применение следователем последовательности этих зон позволяет ему легко определить границы осмотра, правильно его оградить, что исключит возможность утери и уничтожения вещественных доказательств.
Начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.
Приступая непосредственно к осмотру, необходимо стремиться к тому, чтобы как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта, осмотреть. прежде всего, менее устойчивые следы.
К ним относятся:
- Следы, указывающие на точку наезда или место столкновения автомашин (осыпь грязи, стекол и т. д.).
- Следы крови.
- Следы вещества, которым был загружен транспорт.
- Следы масла автомашины.
- Следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего.
Затем следователь переходит к осмотру следов протектора и торможения, которые могут быть потеряны вследствие изменения погоды. Потом – осмотр повреждений на автомашинах и т. д.
Параметрами дорог, которые должны быть зафиксированы при осмотре, являются:
- Ширина проезжей части, обочин.
- Величина подъемов или спусков.
- Радиусы закруглений.
Для успешного использования возможностей трасологических исследований при осмотре места происшествия, транспортного средства необходимо обращать внимание на самые различные следы, осколки, образующиеся в результате ДТП, своевременно их обнаруживать, уметь фиксировать надлежащим образом, изымать и упаковывать в установленном законом порядке.
Объекты трасологической экспертизы, подлежащие исследованию, упаковываются в соответствии с общими правилами. При этом необходимо обеспечивать их неподвижность внутри упаковки с целью исключения возможности их повреждения. Исследуемый объект и образцы упаковываются отдельно в вату, обертываются марлей или бумагой.
Группу объектов нужно прокладывать ватой и упаковывать в картонные коробки или фанерный ящик, при этом каждый осколок упаковывается в вату или бумагу отдельно. Легко повреждаемые осколки не должны соприкасаться с материалом упаковки. Одежду и обувь потерпевшего при отсутствии специальной бумаги для упаковки необходимо прокладывать или частично оборачивать любой бумагой или газетами.
При изъятии и упаковке следов лакокрасочного покрытия, микроосколков, кроме общих требований, следует соблюдать следующие правила:
- микроосколки, кусочки краски, обнаруженные при осмотре места ДТП, собирают в бумажный пакет;
- участки с наслоением краски, микроосколки следует накрыть листом бумаги и заклеить липкой лентой;
- на одежде потерпевшего или другом предмете осколки стекла и микрочастицы краски могут быть визуально трудно различимы, поэтому их осмотр проводят над чистой белой бумагой, в которую они затем упаковываются и направляются на экспертизу;
- образцы осколков стекла с частей и деталей транспортного средства (осветительные приборы, зеркала заднего вида, лобовое и боковые стекла) рекомендуется изымать в местах, расположенных как можно ближе к предполагаемому месту их контактирования между собой (при столкновениях);
- соскобы лакокрасочных материалов при осмотре места ДТП, транспортного средства, а также сами окрашенные предметы (часть, деталь транспортного средства) упаковывают в плотную бумагу.
Важно отметить, что недопустимо помещать соскобы лакокрасочного покрытия с различных деталей, частей транспортного средства в один пакет. В таких случаях эксперту невозможно решить вопрос об однородности или идентификации лакокрасочного покрытия конкретного вида транспортного средства.
При невозможности изъятия для дальнейшего направления на экспертизу самого окрашенного предмета или детали кузова транспортного средства рекомендуется острым инструментом отделить от кузова осматриваемого транспортного средства (той его части, которой предположительно был совершен наезд и где имеются повреждения), кусочки покрытия, стараясь не нарушать целостности слоев.
Если в момент ДТП краска с транспортного средства отделилась вследствие его контакта с пешеходом, другим транспортным средством или препятствием, образцы берутся в непосредственной близости от контактировавших участков.
Для обнаружения и изучения микроосколков, порошкообразных частиц стекла применяют различные методы: люминисцентный, эмиссионный, химический, исследование в рентгеновских и ультрафиолетовых лучах.
Если на месте ДТП обнаружен труп, он подлежит осмотру с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия – врача (ч. 1 ст. 178 УПК РФ), который решает ряд задач: констатирует смерть и определяет время ее наступления; устанавливает характер, механизм и давность получения телесных повреждений; оказывает следователю помощь в обнаружении, фиксации и изъятии следов биологического происхождения.
В протоколе осмотра отражается состояние одежды потерпевшего, наличие, расположение, размеры и форма следов вещества бурого цвета, похожего на кровь, степень пропитанности одежды кровью, все это сопоставляется с имеющимися повреждениями на теле трупа, что позволяет установить его положение в момент ДТП. Во время осмотра одежда не снимается, а приподнимается, с занесением в протокол осмотра соответствующей записи.
На подошвах обуви трупа могут остаться характерные следы скольжения, расположение и форма которых учитываются при разрешении вопроса о механизме травмы и точке наезда.
Непосредственно при осмотре трупа устанавливают наличие и локализацию ушибленных и рваных ран, кровоподтеков, ссадин, отмечая в протоколе осмотра расстояние от подошвы стопы до раневой поверхности. По результатам осмотра трупа можно сделать предположение о механизме травмы, исходя из особенностей обнаруженных повреждений.
При этом выделяются повреждения, свойственные различным видам автомобильной травмы (переезда, наезда, сдавливания частями транспортных средств, падения с движущегося автомобиля и др.).
Размерные обозначения, отмеченные на схеме, должны полностью соответствовать реальным измерениям, так как в последующем они будут использованы при производстве экспертизы. При наличии у следователя затруднений при составлении схемы места ДТП ему стоит прибегнуть к помощи специалиста, обладающего соответствующими знаниями.
Сложности в осмотре могут проявляться и при установлении места наезда или столкновения ТС при выезде на полосу встречного движения. Следует отметить, что во многих случаях на предмет обнаружения следов, которые могут иметь значение для дела, следователи не проводят обследование проезжей части. Предметы, представляющие важность при проведении экспертных исследований (отломанные части транспортных средств и т. д.), изымают не во всех случаях.
В первую очередь осмотру подлежит передняя часть автомобиля, однако при столкновении нескольких транспортных средств осмотр начинают с поверхностей, контактирующих при столкновении.
При этом внимание акцентируется на бампере, приборах освещения (фары, подфарники, габаритные и стояночные фонари), переднем стекле, царапинах, вмятинах, следах крови и других объектах биологического происхождения, обнаружении микрочастиц, остающихся в результате взаимодействия транспортного средства с контактирующей поверхностью. На боковых и задней поверхностях транспортного средства обращают внимание на боковые детали с целью обнаружения возможных следов.
При осмотре нижней части автомобиля устанавливают, был ли контакт деталей и узлов транспортного средства с элементами дорожного покрытия, потерпевшим, отражая обнаруживаемые следы в протоколе. В случае отсоединения отдельных деталей их описывают и указывают местоположение Осмотр салона транспортного средства сопровождается изучением состояния боковых окон, зеркал заднего вида, показаний спидометра, положением рукоятки переключения скоростей и ручного тормоза.
Указанная следовая информация важна для установления лица, управлявшего транспортным средством, для исключения (с целью избегания уголовной ответственности) подмены погибшим пассажиром реального водителя – участника ДТП, а также в случаях, когда транспортное средство находится на месте ДТП, а водитель скрылся. С этой же целью производят изъятие резиновых накладок на педали и резиновых ковриков, которые в дальнейшем необходимы для сопоставления с возможными следами, имеющимися на подошвах обуви лица, осуществляющего управление автомобилем.
Безусловно, важную роль в обнаружении, фиксации и изъятии следов и объектов, отражении обстановки, имеющейся на момент проведения осмотра места происшествия, играют специальные знания лиц, участвующих при проведении следственного действия. Благодаря грамотной работе специалиста становится возможным достижение конечной цели осмотра места происшествия при ДТП, а именно – сбора информации, фиксации и изъятия следов в полном объеме.
Говоря о привлечении специалистов к осмотру ДТП, следует указать на ряд ошибок, имеющих место на практике. Например, в ряде случаев роль специалистов могут выполнять сотрудники ДПС, не сведущие в специальных вопросах.
Осмотр места ДТП был произведен следователем и сотрудником ДПС. В ходе осмотра не были изъяты вещественные доказательства. Сотрудник ДПС зафиксировал только конечное положение автомобилей, других следов столкновения отмечено не было. Отсутствие в материалах дела других следов не позволило в процессе производства судебной экспертизы точно определить место, где столкнулись транспортные средства.
Проведенные опросы сотрудников экспертно-криминалистических подразделений свидетельствуют о том, что зачастую следователи прибегают к помощи специалистов, оказывающих помощь лишь в фотосъемке – выступают в качестве фотографов. Сказанное иллюстрирует следующий пример: водитель Г., управляя автомобилем «ВАЗ 2110», совершил наезд на пешехода, который переходил проезжую часть по пешеходному переходу. В результате ДТП пешеход скончался. Для осмотра места происшествия следователь привлек специалиста-криминалиста, однако с места происшествия никакие следы не изымались. Специалист-криминалист производил только фотосъемку.
Считаем, что не позволительно умалять роль специалистов разного профиля при проведении осмотра места ДТП. Только благодаря участию специалистов возможно зафиксировать и изъять весь объем следов, оставленных на месте ДТП, которые в последующем смогут стать важнейшими источниками криминалистически значимой информации.
Например, помощь специалиста-автотехника может заключаться в следующем:
- точные замеры дорожного участка с отдельными элементами, имеющимися разметками, следами торможения
и т. д.; - использование для проверки ТС диагностической аппаратуры;
- определение технического состояния частей, деталей, узлов;
- оказание помощи в использовании при описании ТС правильной технической терминологии; – составление по просьбе следователя плана-схемы места ДТП;
- оказание помощи в погрузке и транспортировке разрушенных ТС или их буксировке.
Специалист-криминалист при осмотре места ДТП, в свою очередь, может оказать помощь при:
- применении фото- и видеосъемки;
- обнаружении, изъятии, предварительном исследовании, сохранении и упаковке следов ТС;
- даче консультаций о виде, марке и модели транспортного средства, оставившего следы и т. д.
Лица, проводящие осмотр места ДТП, должны быть хорошо осведомлены об устройстве транспортных средств и типичных следах дорожно-транспортных преступлений, уметь разбираться в механизме следообразования. Однако, как свидетельствует практика, лица, прибывшие для осмотра места ДТП, не всегда могут верно определить его границы, необоснованно их сужают.
Некоторые следователи акцентируют внимание на той части места происшествия, которая охватывает конечное положение ТС и непосредственно прилегающие к ним участки. Осмотр осуществляют только в центре ДТП, при этом неохваченными остаются такие важные обстоятельства, как дислокация дорожных знаков на подступах к месту происшествия со стороны движения каждого из участников ДТП, конфигурация дороги и ее состояние (наличие луж, грязь, гололед и др.) до места столкновения с каждой из сторон и др.
Нередки факты, когда результаты осмотра места происшествия ДТП описываются нечетко, схемы составляются без указания масштаба. Имеют место случаи, когда в протоколах осмотра места происшествия и в прилагаемых схемах имеются расхождения в обстановке места ДТП. Данные документы могут оставаться иногда не заверенными подписями лиц, участвующих в данном следственном действии.
- Тактические аспекты производства различных видов следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Тактика производства допроса участников дорожно-транспортных преступлений
- Типичные следственные ситуации и версии на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных преступлений
- Обстоятельства установления при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Структура криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений
- Понятие и виды дорожно-транспортных преступлений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу