Свойства материалов для резинотехнических изделий

Наиболее крупным потребителем резинотехнических изделий (РТИ) является автомобильная промышленность. В составе механизмов и агрегатов современных автомобилей имеются сотни наименований и до тысячи штук резиновых деталей, причем одновременно с увеличением производства машин возрастает их резиноемкость.

РТИ и материалы классифицируют по следующим признакам: назначению, условиям применения (температура, окружающая среда, давление и др.), конструкциям (резиновые, резинометаллические, резинотекстильные, монолитные, губчатые, полые и др.), материалам (марки резин и типы каучуков, марки армирующих материалов), технологии изготовления.

В производстве резиновых смесей, помимо каучуков, используют свыше 350 наименований ингредиентов.
Товарные, или невулканизованные, резиновые смеси предназначены для изготовления РТИ на предприятиях различных отраслей народного хозяйства.

Товарные резиновые смеси поставляют по ТУ 38–1051082–86 и другим техническим условиям. Резиновые смеси, изготовляемые по ТУ 38–1051082–86, в зависимости от назначения и условий работы подразделяются на группы, для которых установлены цифровые условные обозначения температурного интервала работоспособности резин.

Например, резина группы с условным обозначением I работоспособна от -10 до +100 °С. В некоторых случаях максимальная температура применения резин может быть повышена. В среде перегретой воды резины группы V типа 51–1481 и ИРП–1375.

На основе этиленпропиленового каучука работоспособны до 170 °С. Температурный интервал применения резин может быть расширен по результатам эксплуатационных испытаний изделий.

Фактические показатели физико-механических свойств резин могут быть значительно выше нормируемых значений, приведенных в ТУ 38-1051082-86. В этих технических условиях приведены также сведения об изменении объема резин групп III и IV при воздействии среды, электрические показатели резин группы VIII, температуры хрупкости, некоторые данные об изменении свойств резин при старении, марки резиновых смесей по группам, правила поставки и приемки резиновых смесей, гарантийный срок годности и размеры каландрованных резиновых смесей.

Резины под влиянием разнообразных складских и эксплуатационных факторов, действующих изолированно или чаще всего комплексно, изменяют свои технические ценные свойства: снижается эластичность, происходит затвердевание, появляются хрупкость, трещины, изменяется окраска.

Интересно
Влияние кислорода, особенно озона, ведет к старению и утомлению резины. Этому способствуют тепло и свет, напряжения, возникающие при статическом или динамическом нагружении, нерациональное складирование, агрессивные среды или каталитическое действие солей металлов (в частности, на резины из НК влияют соли марганца и меди).

Низкие температуры ведут к снижению эластичности резины, к появлению хрупкости. Эти изменения для напряженных резин на основе кристаллизующихся каучуков возрастают с увеличением длительности охлаждения. Однако с переходом к комнатным температурам первоначальные свойства восстанавливаются.

Представление о резине как о конструкционном материале может быть составлено на основе изучения особенностей ее высокоэластической деформации.

Наиболее важными в автомобилестроении являются прежде всего различного рода уплотнительные изделия с использованием резиновых материалов.

В зависимости от вида уплотняемого соединения различают уплотнения неподвижных соединений, в которых контактирующие поверхности не совершают относительного перемещения, и уплотнения соединений, контактирующие поверхности которых совершают относительное возвратно-поступательное или вращательное движение.

Уплотнители соединений с вращательным движением предназначены для создания плотности (герметичности) в местах выхода валов осей и других подвижных элементов из внутренних полостей агрегатов. Наиболее простыми, дешевыми, малогабаритными типами уплотнителей соединений с вращательным движением являются резиноармированные манжеты.

Резиновые армированные манжеты для валов выпускаются по ГОСТ 8752–79. Этот стандарт распространяется на резиновые армированные однокромочные манжеты с пружиной (в дальнейшем – манжеты) для уплотнения валов, работающие в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа (0,5 кгс/см2), скорости перемещения до 20 м/с и температуре от —60 до + 170 °С в зависимости от группы резины.

Например, манжета 1.1–60×80–1 (ГОСТ 8752–79): манжета типа 1, исполнения I, для вала диаметром 60 мм с наружным диаметром 80 мм из резины группы I.

ОСТ 38–05208–80 распространяется на резиновые детали для уплотнения неподвижных и подвижных соединений гидропривода тормозной системы и узлов сцепления автомобилей, которые предназначены для работы в контакте с тормозной жидкостью при давлении до 14,7 МПа (150 кгс/см2), а также для защиты узлов от попадания влаги и пыли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)