Суть понятия наука и ее составляющие

Выделяют несколько точек зрения возникновения науки.

Наука как опыт человеческой деятельности начала свое развитие в каменном веке (около 2 млн лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практические умения и навыки.

Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в Древней Греции в V в. до н. э.

Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана важность опытного знания, например, в творчестве английских церковных деятелей Р. Бэкона и Р. Гроссетеста.

Интересно
Наука возникла в XVI–XVII вв. в связи с деятельностью И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и др. В качестве определяющих признаков науки они выделяли построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. В данную эпоху были созданы первые научные объединения ученых – Лондонское королевское общество и Парижская академия наук.

Наука возникла в конце первой трети ХIХ в.

В это время произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. Создателями науки считаются немецкие естествоиспытатели В. Гумбольдт и Ю. Либих.

Цель науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины. При этом путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.

Задачи науки:

  • собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
  • обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
  • систематизация полученных знаний;
  • прогнозирование событий, явлений и процессов;
  • установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят:

  1. Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции.
  2. Анализ результатов наблюдения – их систематизация, вычленение значимого и второстепенного.
  3. Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий.
  4. Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов.

Также в структуру современного метода науки включается и проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)