Личностное знание

Опыт истории говорит, что длительная задержка признания работы первооткрывателя – это скорее норма, нежели казус. Особенно продуктивной в понимании многих парадоксов истории в истории науки и генетики в частности представляется концепция личностного знания. Термин личностного знания был введен английским физиком-химиком Майклом Полани.

Концепция Полани

Стержень этой концепции – существование двух типов знаний: явного, вербализуемого и выражаемого в словах, знаках, и неявного, скрытого, подразумеваемого.

Многими фактами из истории науки Полани обосновывает тезис, что в «Каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности» как необходимый элемент знаний об объекте. Полани вводит важное для истории науки понятие «концептуальное открытие», позволяющее выразить неявное знание или неявное принимаемое допущение в ясной, доступной для других знаковой форме. Например, Мендель ввел буквенную символику (АА, Аа, ВВ, Вв).

Страсть в науке «Именно эмоции, чувство прекрасного позволяют выделять факты или концепции, имеющие смысл, и формулируют чувство научной ценности».

«Пигмалион, живущий в нас, всегда готов пойти вслед за своим творением» – Полани.

Один из самых популярных греческих мифов – история скульптора Пигмалиона и Галатеи, высеченной им из мрамора. Пигмалион влюбился в свое творение, и сила этой любви была столь велика, что боги снизошли к его мольбам и оживили мраморное тело, даровав ему душу.

Принцип Мейна

С. В. Мейн провозгласил «принцип сочувствия, не только как необходимый элемент на пути признания новых открытий, но и как необходимый элемент научной этики».

Можно выделить три ступени научного постижения:

  • его глубокое понимание;
  • эмоциональное отношение;
  • личностное переживание.

Парижская академия наук в 1861 г. объявила конкурс на тему «изучать растительные гибриды с точки зрения их плодовитости, постоянства или непостоянства их признаков».

Победителем конкурса стал Шарль Нодэн и его мемуары «Новые исследования над гибридностью у растений».

Шарль Нодэн (Франция, 1815–1899), как и Ч. Дарвин учился у селекционеров. Он знал работы предшественников Г. Менделя. Работал на льнянке, дурмане, примуле в 1856 г. Сформулировал правило частоты гамет.

Нодэн установил, что гибридные организмы одного скрещивания оказываются похожими друг на друга. Он сформулировал эту закономерность как «закон единообразия, а не доминирования гибридов первого поколения».

В работе Ш. Нодэна содержались довольно определенные от-веты, а именно:

  1. В первом поколении гибридов наблюдается сходство всех потомков и их единообразие.
  2. Начиная со второго и последующих поколений, происходит «разложение гибридных форм» на исходные родительские типы.
  3. Возврат к родительским формам и появление новых комбинаций связан с разъединением сущностей (наследственных задатков).

Историческая заслуга Г. Менделя:

  • создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении и т. д.).
  • установил законы наследования признаков.

Также он высказал идею о том, что каждый признак контролируется парой задатков или генов (как стали их потом называть), которые никуда не исчезают, а лишь рассоединяются при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у гибридов и их потомков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)