Сущность, стратегия и место коррекционно-развивающей работы в специальном образовании
На современном этапе развития образования детей с особыми образовательными потребностями основная идея коррекционно-развивающей работы – профилактика и преодоление ограничений жизнедеятельности ребёнка за счёт повышения его функциональных и личностных возможностей через включение в деятельность и социальное взаимодействие.
Это достигается следующими механизмами коррекционноразвивающей работы:
- замещением утраченных или нарушенных функций, т.е. развитием компенсаторных способностей (ориентироваться на слух, читать по губам, подключать мышление к процессу восприятия и др.);
- развитием (упражнение) нарушенной ослабленной функции (слуховой, зрительной, двигательной и др.);
- созданием адаптивной среды жизнедеятельности (индивидуальный темп обучения, использование сигнальных опор, технических приспособлений и др.).
Использование перечисленных механизмов коррекционно-развивающей работы с детьми с У.О. способствует созданию специальных условий, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей детей с особенностями развития. Потребности детей в таких условиях – особые образовательные потребности (В.И. Лубовский).
Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей интеллектуальных, когнитивных – (это совокупность мыслительных процессов в мозгу человека, для правильного восприятия реальности и правильного принятия решений.Эти способности разделяют на ряд областей, к которым относиться память, воображение, логика, решение задач, восприятие и формирование понятий), эмоционально-волевых, поведенческих, которые может проявить ребёнок с особенностями психофизического развития в обучении.
Под обучением понимается не только школа, но и дошкольный период и коррекционно-развивающая работа с ребёнком в раннем детстве.
Цели коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями:
- содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих их развитию;
- профилактика и преодоление ограничений жизнедеятельности ребёнка, повышение его функциональных и личностных возможностей, содействие психофизическому развитию, реализация внутреннего потенциала.
Цели коррекционно-развивающей работы ориентированы на помощь ребёнку в различных сферах жизнедеятельности:
- учебно-познавательной деятельности;
- коммуникации;
- мобильности;
- самообслуживании.
Достижение этих целей возможно в том случае, если коррекционноразвивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза (индивидуальное развитие особи, вся совокупность её преобразований от зарождения до конца жизни).
- Краткая характеристика основных психо-коррекционных методов школьного психолога
- Методы коррекционно-развивающей работы педагога
- Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными и поведенческими нарушениями
- Этапы организации коррекционно-развивающей работы
- Развитие основных психических функций
- Принципы коррекционно-развивающей работы
- Модели коррекционно-развивающей работы, их характеристика
- Коррекционная направленность воспитания и обучения
- Модели коррекционно-развивающей работы и их характеристика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу