Сущность, стратегия и место коррекционно-развивающей работы в специальном образовании

На современном этапе развития образования детей с особыми образовательными потребностями основная идея коррекционно-развивающей работы – профилактика и преодоление ограничений жизнедеятельности ребёнка за счёт повышения его функциональных и личностных возможностей через включение в деятельность и социальное взаимодействие.

Это достигается следующими механизмами коррекционноразвивающей работы:

  • замещением утраченных или нарушенных функций, т.е. развитием компенсаторных способностей (ориентироваться на слух, читать по губам, подключать мышление к процессу восприятия и др.);
  • развитием (упражнение) нарушенной ослабленной функции (слуховой, зрительной, двигательной и др.);
  • созданием адаптивной среды жизнедеятельности (индивидуальный темп обучения, использование сигнальных опор, технических приспособлений и др.).

Использование перечисленных механизмов коррекционно-развивающей работы с детьми с У.О. способствует созданию специальных условий, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей детей с особенностями развития. Потребности детей в таких условиях – особые образовательные потребности (В.И. Лубовский).

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей интеллектуальных, когнитивных – (это совокупность мыслительных процессов в мозгу человека, для правильного восприятия реальности и правильного принятия решений.

Эти способности разделяют на ряд областей, к которым относиться память, воображение, логика, решение задач, восприятие и формирование понятий), эмоционально-волевых, поведенческих, которые может проявить ребёнок с особенностями психофизического развития в обучении.

Под обучением понимается не только школа, но и дошкольный период и коррекционно-развивающая работа с ребёнком в раннем детстве.

Цели коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями:

  • содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих их развитию;
  • профилактика и преодоление ограничений жизнедеятельности ребёнка, повышение его функциональных и личностных возможностей, содействие психофизическому развитию, реализация внутреннего потенциала.

Цели коррекционно-развивающей работы ориентированы на помощь ребёнку в различных сферах жизнедеятельности:

  • учебно-познавательной деятельности;
  • коммуникации;
  • мобильности;
  • самообслуживании.

Достижение этих целей возможно в том случае, если коррекционноразвивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза (индивидуальное развитие особи, вся совокупность её преобразований от зарождения до конца жизни).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)