Сущность стратегического управления

Стратегическое управление является очень интересным и занимательным видом человеческой деятельности. Стратегическое мышление позволяло в прошлом и помогает в настоящем многим организациям, конкретным личностям добиваться серьезных успехов, опережать конкурентов за счет умения мыслить перспективно и нестандартно, реализуя решения долгосрочного характера, на которые не решаются оппоненты.

Под стратегическим понимается управление процессом реализации стратегии фирмы по управлению ее бизнесом, выбор которой был осуществлен с помощью стратегического планирования.

Термин «стратегическое управление» был введен в оборот в конце 1960-х годов, чтобы подчеркнуть различия между руководством фирмой и руководством текущей деятельностью предприятий, подразделений, входящих в нее (производственными, снабженческо-сбытовыми, кадровыми процессами).

Обратимся к истории стратегического управления, которое как полноценное научное понятие складывается во второй половине ХХ века и связано с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе.

В принципе, о стратегическом управлении известно еще с Древних времен (Китай, Рим), но в то время стратегии больше связывали с военным делом, а не экономикой.

Одним из первых классических трудов по стратегическому управлению, пожалуй, является трактат великого полководца Древнего Китая Сунь У (IV в. до н.э.).

Приведем некоторые из его афоризмов:

  • «уклончивостью одолевай действия противника»;
  • «если ты силен, кажись слабым, а если слаб, кажись сильным»;
  • «одержав победу, держись так, словно ее не было».

Как самостоятельное направление экономической науки стратегическое управление начинает постепенно формироваться с начала ХХ века.

В 1911 году выходит книга Х. Эмерсона «Двенадцать принципов производительности», где впервые указаны принципы стратегического менеджмента:

  • приоритет долгосрочных интересов фирмы над немедленной выгодой;
  • вовлечение в процесс разработки стратегии менеджеров среднего звена и ключевых специалистов;
  • составление банка инноваций, идей стратегического характера.

Конечно, исследования Эмерсона не раскрывали ни сущности, ни системного характера стратегического управления, зато они предоставили последующим представителям теории и практики менеджмента пищу для размышлений.

По-существу, первый этап научной истории развития стратегического управления начинается в 50-х годах ХХ века. В это время стратегическое управление связывается с долгосрочным прогнозированием и планированием (10–20 лет), практика которого была тщательно отработана в экономике СССР.

Суть подобного управления заключалась в умении прогнозировать и переносит тенденции развития организации на будущее. Эффект достигался, обычно, на стадии стабильности или в период экономического подъема, причем при наличии уже накопленных ресурсов или при аккумулировании ресурсов для возможного «рывка» в будущее.

Второй этап начинается в 60-е годы, когда окружающая среда становится недостаточно стабильной, возрастает конкуренция. Это привело к тому, что долгосрочное планирование стало целевым, то есть ресурсы предприятия рассматривались как средство достижения не неких общих целей роста, объемов, валовых показателей бизнеса, а конкретных, точных целей развития организации. С этого времени и появляется понятие «стратегическое планирование».

На данном этапе выходят в свет труды А. Чандлера, К. Эндрюса и И. Ансоффа, которых принято считать «отцами» стратегического планирования. В книге Игоря Ансоффа «Корпоративная стратегия» представлено подробное описание, как развивать долгосрочное планирование в частном бизнесе. И. Ансоффу удалось разработать схему процедуры стратегического планирования в крупных компаниях.

Интересно
В 70-х гг. стали планировать стратегический переход с одного бизнеса на другой, развивается диверсификация бизнеса и дивизионные структуры управления корпорациями, что положило начало третьему этапу развития теории стратегического менеджмента.

В 1980 году американец Майкл Портер выпускает работу под названием «Конкурентные стратегии», которая подтолкнула дальнейшие разработки в сфере определения и выбора стратегий развития бизнеса в условиях обострения конкурентной борьбы.

Получают распространение новые, нетрадиционные подходы к определению стратегий и процедуре стратегического планирования, временные рамки которого сокращаются до пяти лет.

В начале 90-х гг. начинается следующий этап стратегического управления, связанный с именем Генри Минцберга, предложившего отказаться от традиционных методов стратегического менеджмента из-за высокой стратегической изменчивости рынка и его технологичности.

Он указал на наиболее современные стратегические направления действий:

  • дифференциация и диверсификация;
  • ценовая стратегия, поддержание цен на низком уровне за счет снижения издержек, синергии, за счет высокой технологичности;
  • фокусирование – концентрация внимания фирмы только на интересах целевых потребителей.

На этом развитие теории стратегического управления не только не заканчивается, а наоборот, появляется все больше и больше новых исследований, необычных взглядов на процесс и процедурные моменты выбора
стратегий развития организации.

В этой связи обращаем ваше внимание на таких зарубежных и отечественных авторов, как Г. Хамел, М. Трейси, Д. Мур, И. Гурков, А. Петров и др.

Цель стратегического управления фирмой – обеспечить ей прочные позиции и успех в конкурентной борьбе на рынке, в финансовой сфере, в деле создания и внедрения новшеств. Это гарантирует фирме стабильное развитие в соответствии с требованиями изменяющейся внешней среды и, в конечном итоге, – выживаемость.

Основными принципами стратегического управления являются:

  • ориентация на миссию организации, ее глобальные цели, конкурентоспособность;
  • определение приоритетов фирмы как основы самостоятельных стратегий;
  • предположение о единстве окружающей среды и фирмы;
  • отсутствие рутинных процедур.

Исторически первая форма стратегического управления основывалась на концепции предвидения изменений. Она сводилась к организации выполнения стратегических планов, которые спускались высшим руководством на низовые уровни.

Однако опыт фирм Запада показал, что большинству организаций такой вид стратегического управления оказался не по плечу.

Причины состояли в отсутствии необходимой для составления планов информации, в преобладании традиционных способов мышления и работы, в неумении управлять творчеством персонала и моделировать отдаленное будущее, в отсутствии надежных методов реализации стратегий на практике.

Поэтому до настоящего времени стратегическое управление на основе предвидения изменений во многом остается лишь своего рода идеологией развития фирм, так и не вышедшей за стены кабинетов высшего руководства.

Ни одна самая совершенная стратегия не может предусмотреть всех ситуаций, которые возникают в реальной хозяйственной жизни, стремительные изменения в которой потребовали иных подходов, в результате чего появилась концепция управления на основе решения стратегических задач. Она была нацелена на обеспечение тактической выживаемости фирмы и сохранение ее стратегических позиций в основных сферах деятельности.

Важнейшими стратегическими задачами фирмы могут быть:

  • определение общеорганизационного перспективного набора самостоятельных стратегических подразделений (СХП) и характера взаимодействия между ними;
  • выбор направлений использования перспективных технологий и нововведений;
  • поиск методов защиты стратегических хозяйственных зон (СХЗ) от воздействия конкурентов и неожиданного изменения ситуации.

Новая ситуация порождается взаимодействием самых различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы влияния на фирму могут быть: естественными (стихийные бедствия), политическими (военные действия), экономическими (состояние рыночной конъюнктуры), технологическими (внезапное появление и распространение новых видов техники и технологии), социальными (трудовые конфликты).

Внутренние факторы бывают естественными (массовые заболевания персонала), технологическими (поломки оборудования), экономическими (нехватка финансовых средств), социальными (забастовки).

Острота ситуации определяется целым рядом обстоятельств:

  • во-первых, экономическим положением организации (чем крупнее фирма, тем стабильнее ее положение);
  • во-вторых, характером производственной деятельности, степенью ее инерционности, гибкостью организационной структуры (фирмы, быстро приспосабливающиеся к изменениям, менее болезненно переживают резкую смену ситуации);
  • в-третьих, компетентностью руководства и степенью сплоченности коллектива.

Решая стратегические задачи, можно своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, смягчить ее негативные последствия, либо с максимальной выгодой использовать открывающиеся возможности. Это обеспечивает стратегическую выживаемость, повышает гибкость и неуязвимость.

Внутренняя гибкость достигается маневром инвестициями, производственными мощностями, материальными, людскими и информационными ресурсами, а также резервами. Высшей ее формой считается
полная финансовая ликвидность организации, то есть возможность в любой момент быстро и без потерь ее продать.

Под внешней гибкостью понимается независимость фирмы в целом ни от одной СХП. Она обеспечивается созданием нескольких зон одного профиля в разных регионах и зон различного профиля в одном.

Стратегическая неуязвимость характеризуется способностью организации успешно противостоять натиску конкурентов. Она достигается за счет внедрения последних достижений НТР, диверсификации производства и технологий; комбинирования прибыльных, но рисковых, с безрисковыми, но малоприбыльными операциями; сбалансированностью производства товаров и услуг с разным жизненным циклом, или находящегося на разных его стадиях.

Стратегические задачи ставятся и решаются в том случае, когда изменения полностью или частично предсказуемы, но менять в свете этого общую стратегию организации невозможно или нецелесообразно.

Управление решением стратегических задач осуществляется с помощью специальной группы экспертов при высшем руководстве фирмы, которая располагает необходимыми ресурсами и полномочиями для оперативных действий.

Эксперты анализируют изменения во внешней среде, их причины, информируют о ситуации высшее руководство, согласовывают с ним необходимые действия.

Итак, кратко представив историю развития стратегического управления, его основные формы, мы можем перейти к раскрытию основных понятий темы.

Единого определения стратегического управления не существует. Его можно рассматривать, как считает И.Б. Гурков, с двух позиций.

Стратегическое управление – поиск, идентификация, реализация долгосрочных конкурентных преимуществ. Это подход с позиции макроэкономики.

Стратегическое управление – разработка и реализация действий, которые должны привести к повышению уровня результативности фирмы по сравнению с уровнем конкурентов. Данный подход представлен с позиции микроэкономики.

Стратегическое управление – это управление долгосрочное, перспективное, на уровне высшего руководства предприятия.

Интересно
Стратегическое планирование – это долгосрочное перспективное планирование, сроком от 5 лет и выше, являющееся основным курсом действий, обеспечивающим реализацию приоритетных целей развития предприятия. Это разработка долгосрочных планов развития фирмы, системы детальных расчетов на срок до 5 лет, в абсолютно стабильных условиях – до 15 лет.

Стратегическое планирование – это составная часть стратегического управления, это процесс распределения стратегии по определенным этапам с указанием конкретных цифр, времени и ответственности лиц, реализующих стратегию.

Стратегическое управление в ХХ веке возникло в СССР. Вспомните знаменитые пятилетние планы развития народного хозяйства. В условиях плановой социалистической экономики они имели огромное значение.

Именно благодаря стратегическому планированию и управлению, а также политической системе СССР добился огромных успехов в развитии экономики и области социальной политики.

Успехи послевоенного восстановления страны заставили зарубежные страны с уважением относиться к стратегическому управлению, как в масштабах государства (Япония, Корея, Китай, Франция), так и в масштабах корпораций, компаний и фирм. При этом, еще раз напоминаем, что стратегическое управление сначала связывалось с долгосрочным планированием.

На основании трудов И. Ансоффа, Г. Стейнера, А. Петрова, И. Гуркова выделим контуры стратегического планирования:

  1. Процесс стратегического планирования – это три последовательных этапа: анализ, целеполагание, выбор стратегии.
  2. Стратегия предприятия строится по иерархическому принципу, т.е. все структурные подразделения имеют свои стратегии развития, которые скоординированы между собой и входят в базовую стратегию организации.
  3. Стратегического планирование – непрерывный процесс, который не заканчивается разработкой плана, он может быть скорректирован и даже переформулирован полностью.

Выделяют: стратегические долгосрочные планы – 3–15 лет; среднесрочные – 1–3 года; краткосрочные – до 1 года.
Управленческая стратегия – общая концепция достижения главных целей предприятия, решения сложных проблем и распределение необходимых для этого ресурсов.

Стратегия – это серьезный, объемный прогноз, неограниченный жестко временем, дающий представления о путях преобразования фирмы в новое состояние.

Существуют разные понимания стратегии: от того, что стратегия – это четкий план и до того, что стратегия – это просто идея, идеал, некая интуитивная линия поведения. Г. Минцберг в книге «Школы стратегий» предлагает различные трактовки стратегии.

Выделим некоторые из них:

  • стратегия – план и система последовательных действий;
  • стратегия – позиция, место фирмы, которое она занимает во внешней среде, на рынке относительно возможных конкурентов, позиция, обеспечивающая организации конкурентное преимущество над остальными;
  • стратегия – принцип поведения, определенный имидж, единое направление действий компании;
  • стратегия – ловкий прием, некая хитрость, при помощи которой отвлекают внимание конкурентов от истинных намерений фирмы;
  • стратегия – перспектива, когда фирма ставит перед собой глобальную отдаленную цель, достижение которой в будущем явно отвечает потребностям рынка и позволяет в итоге сформировать превосходный имидж компании.

Стратегия дополняется и конкретизуется тактикой, которая детализирует ее на среднем и низовом уровнях управления. Поэтому стратегия состоит из двух взаимодополняющих сторон: прямая стратегия и косвенная стратегия.

Прямая стратегия – это генеральная, прогнозная линия действий, а косвенная – дополнительная, корректирующая, уточняющая основные направления и мероприятия прямой стратегии.

Как правило, предприятие имеет несколько стратегий:

  • генеральная (корпоративная) – отражает глобальную цель предприятия;
  • специальные, например стратегия диверсификации;
  • функциональные – отражают пути достижения специфических, более краткосрочных целей (финансирования, стратегия маркетинга, переобучение персонала).

Срок осуществления стратегии зависит от ее типа и конкретных условий хозяйствования. В условиях высокой конкуренции, кризисных явлений в экономике стратегии могут разрабатывать на срок от одного года и до пяти лет.

Стратегический менеджмент – система целенаправленных действий высшего руководства предприятия по выбору и разработке долгосрочных, перспективных действий, мероприятий, стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности организации.

Специфика и особенности стратегического управления:

  • стратегическое управление чаще всего не бывает волеизъявлением фирмы и ее руководства, стратегии всегда зависимы от внешней среды, и любая из них это вынужденная последовательность действий;
  • стратегия во многом зависит от интуиции, творчества и опыта высших руководителей, действия которых должны подкрепляться обязательным привлечением специалистов фирмы;
  • оптимальную стратегию чаще всего вырабатывают руководители, которые мыслят не только широко, но и очень рационально и прагматично;
  • на стратегическое управление, как и на серьезный маркетинг, необходимо тратить очень большие деньги и иные ресурсы;
  • необходимо развитие стратегического мышления среди персонала фирмы, а для этого желательно использовать предпринимательский подход в управлении;
  • при определении политики стратегического менеджмента нужно четко определить, в чьих интересах разрабатывается стратегия (в интересах потребителей, с учетом интересов государства, конкурентов, экологии и работников компании).

Завершая вопрос, посвященный сущности, истории, основным понятиям стратегического управления обратимся к системе стратегического менеджмента.

Назовем компоненты системы стратегического управления:

  1. Стратегическое подразделение организации. Оно должно находиться на высшем уровне менеджмента фирмы и решать вопросы, связанные с перспективным, инновационным развитием предприятия.
  2. Стратегический анализ. Предполагает использование комплекса методов и моделей анализа внешней и внутренней сред организации.
  3. Постановка целей организации, осуществляемая на основе данных стратегического анализа. Необходимо сформулировать систему стратегических целей предприятия (видение, миссия, специальные цели, функциональные цели).
  4. Формулирование базовой стратегии организации и выбор стратегических альтернатив.
  5. Определение функциональных стратегий организации (стратегия маркетинга, финансовая стратегия, инновационная стратегия, производственная стратегия, социальная стратегия и др.).
  6. Разработка стратегического плана.

Для того чтобы процесс выбора стратегии оказался успешным, необходимо подходить к нему системно, комплексно, выделяя четкие этапы системы стратегического управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)