Сущность стратегического управления
Стратегическое управление является очень интересным и занимательным видом человеческой деятельности. Стратегическое мышление позволяло в прошлом и помогает в настоящем многим организациям, конкретным личностям добиваться серьезных успехов, опережать конкурентов за счет умения мыслить перспективно и нестандартно, реализуя решения долгосрочного характера, на которые не решаются оппоненты.
Термин «стратегическое управление» был введен в оборот в конце 1960-х годов, чтобы подчеркнуть различия между руководством фирмой и руководством текущей деятельностью предприятий, подразделений, входящих в нее (производственными, снабженческо-сбытовыми, кадровыми процессами).
В принципе, о стратегическом управлении известно еще с Древних времен (Китай, Рим), но в то время стратегии больше связывали с военным делом, а не экономикой.
Одним из первых классических трудов по стратегическому управлению, пожалуй, является трактат великого полководца Древнего Китая Сунь У (IV в. до н.э.).
Приведем некоторые из его афоризмов:
- «уклончивостью одолевай действия противника»;
- «если ты силен, кажись слабым, а если слаб, кажись сильным»;
- «одержав победу, держись так, словно ее не было».
Как самостоятельное направление экономической науки стратегическое управление начинает постепенно формироваться с начала ХХ века.
В 1911 году выходит книга Х. Эмерсона «Двенадцать принципов производительности», где впервые указаны принципы стратегического менеджмента:
- приоритет долгосрочных интересов фирмы над немедленной выгодой;
- вовлечение в процесс разработки стратегии менеджеров среднего звена и ключевых специалистов;
- составление банка инноваций, идей стратегического характера.
Конечно, исследования Эмерсона не раскрывали ни сущности, ни системного характера стратегического управления, зато они предоставили последующим представителям теории и практики менеджмента пищу для размышлений.
По-существу, первый этап научной истории развития стратегического управления начинается в 50-х годах ХХ века. В это время стратегическое управление связывается с долгосрочным прогнозированием и планированием (10–20 лет), практика которого была тщательно отработана в экономике СССР.
Суть подобного управления заключалась в умении прогнозировать и переносит тенденции развития организации на будущее. Эффект достигался, обычно, на стадии стабильности или в период экономического подъема, причем при наличии уже накопленных ресурсов или при аккумулировании ресурсов для возможного «рывка» в будущее.Второй этап начинается в 60-е годы, когда окружающая среда становится недостаточно стабильной, возрастает конкуренция. Это привело к тому, что долгосрочное планирование стало целевым, то есть ресурсы предприятия рассматривались как средство достижения не неких общих целей роста, объемов, валовых показателей бизнеса, а конкретных, точных целей развития организации. С этого времени и появляется понятие «стратегическое планирование».
На данном этапе выходят в свет труды А. Чандлера, К. Эндрюса и И. Ансоффа, которых принято считать «отцами» стратегического планирования. В книге Игоря Ансоффа «Корпоративная стратегия» представлено подробное описание, как развивать долгосрочное планирование в частном бизнесе. И. Ансоффу удалось разработать схему процедуры стратегического планирования в крупных компаниях.
В 1980 году американец Майкл Портер выпускает работу под названием «Конкурентные стратегии», которая подтолкнула дальнейшие разработки в сфере определения и выбора стратегий развития бизнеса в условиях обострения конкурентной борьбы.
Получают распространение новые, нетрадиционные подходы к определению стратегий и процедуре стратегического планирования, временные рамки которого сокращаются до пяти лет.
В начале 90-х гг. начинается следующий этап стратегического управления, связанный с именем Генри Минцберга, предложившего отказаться от традиционных методов стратегического менеджмента из-за высокой стратегической изменчивости рынка и его технологичности.
Он указал на наиболее современные стратегические направления действий:
- дифференциация и диверсификация;
- ценовая стратегия, поддержание цен на низком уровне за счет снижения издержек, синергии, за счет высокой технологичности;
- фокусирование – концентрация внимания фирмы только на интересах целевых потребителей.
На этом развитие теории стратегического управления не только не заканчивается, а наоборот, появляется все больше и больше новых исследований, необычных взглядов на процесс и процедурные моменты выбора
стратегий развития организации.
В этой связи обращаем ваше внимание на таких зарубежных и отечественных авторов, как Г. Хамел, М. Трейси, Д. Мур, И. Гурков, А. Петров и др.
Цель стратегического управления фирмой – обеспечить ей прочные позиции и успех в конкурентной борьбе на рынке, в финансовой сфере, в деле создания и внедрения новшеств. Это гарантирует фирме стабильное развитие в соответствии с требованиями изменяющейся внешней среды и, в конечном итоге, – выживаемость.
Основными принципами стратегического управления являются:
- ориентация на миссию организации, ее глобальные цели, конкурентоспособность;
- определение приоритетов фирмы как основы самостоятельных стратегий;
- предположение о единстве окружающей среды и фирмы;
- отсутствие рутинных процедур.
Исторически первая форма стратегического управления основывалась на концепции предвидения изменений. Она сводилась к организации выполнения стратегических планов, которые спускались высшим руководством на низовые уровни.
Однако опыт фирм Запада показал, что большинству организаций такой вид стратегического управления оказался не по плечу.
Поэтому до настоящего времени стратегическое управление на основе предвидения изменений во многом остается лишь своего рода идеологией развития фирм, так и не вышедшей за стены кабинетов высшего руководства.
Ни одна самая совершенная стратегия не может предусмотреть всех ситуаций, которые возникают в реальной хозяйственной жизни, стремительные изменения в которой потребовали иных подходов, в результате чего появилась концепция управления на основе решения стратегических задач. Она была нацелена на обеспечение тактической выживаемости фирмы и сохранение ее стратегических позиций в основных сферах деятельности.
Важнейшими стратегическими задачами фирмы могут быть:
- определение общеорганизационного перспективного набора самостоятельных стратегических подразделений (СХП) и характера взаимодействия между ними;
- выбор направлений использования перспективных технологий и нововведений;
- поиск методов защиты стратегических хозяйственных зон (СХЗ) от воздействия конкурентов и неожиданного изменения ситуации.
Новая ситуация порождается взаимодействием самых различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы влияния на фирму могут быть: естественными (стихийные бедствия), политическими (военные действия), экономическими (состояние рыночной конъюнктуры), технологическими (внезапное появление и распространение новых видов техники и технологии), социальными (трудовые конфликты).
Внутренние факторы бывают естественными (массовые заболевания персонала), технологическими (поломки оборудования), экономическими (нехватка финансовых средств), социальными (забастовки).
Острота ситуации определяется целым рядом обстоятельств:
- во-первых, экономическим положением организации (чем крупнее фирма, тем стабильнее ее положение);
- во-вторых, характером производственной деятельности, степенью ее инерционности, гибкостью организационной структуры (фирмы, быстро приспосабливающиеся к изменениям, менее болезненно переживают резкую смену ситуации);
- в-третьих, компетентностью руководства и степенью сплоченности коллектива.
Решая стратегические задачи, можно своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, смягчить ее негативные последствия, либо с максимальной выгодой использовать открывающиеся возможности. Это обеспечивает стратегическую выживаемость, повышает гибкость и неуязвимость.
Внутренняя гибкость достигается маневром инвестициями, производственными мощностями, материальными, людскими и информационными ресурсами, а также резервами. Высшей ее формой считается
полная финансовая ликвидность организации, то есть возможность в любой момент быстро и без потерь ее продать.
Стратегическая неуязвимость характеризуется способностью организации успешно противостоять натиску конкурентов. Она достигается за счет внедрения последних достижений НТР, диверсификации производства и технологий; комбинирования прибыльных, но рисковых, с безрисковыми, но малоприбыльными операциями; сбалансированностью производства товаров и услуг с разным жизненным циклом, или находящегося на разных его стадиях.
Стратегические задачи ставятся и решаются в том случае, когда изменения полностью или частично предсказуемы, но менять в свете этого общую стратегию организации невозможно или нецелесообразно.
Управление решением стратегических задач осуществляется с помощью специальной группы экспертов при высшем руководстве фирмы, которая располагает необходимыми ресурсами и полномочиями для оперативных действий.Эксперты анализируют изменения во внешней среде, их причины, информируют о ситуации высшее руководство, согласовывают с ним необходимые действия.
Итак, кратко представив историю развития стратегического управления, его основные формы, мы можем перейти к раскрытию основных понятий темы.
Единого определения стратегического управления не существует. Его можно рассматривать, как считает И.Б. Гурков, с двух позиций.
Стратегическое управление – разработка и реализация действий, которые должны привести к повышению уровня результативности фирмы по сравнению с уровнем конкурентов. Данный подход представлен с позиции микроэкономики.
Стратегическое управление – это управление долгосрочное, перспективное, на уровне высшего руководства предприятия.
Стратегическое планирование – это составная часть стратегического управления, это процесс распределения стратегии по определенным этапам с указанием конкретных цифр, времени и ответственности лиц, реализующих стратегию.
Стратегическое управление в ХХ веке возникло в СССР. Вспомните знаменитые пятилетние планы развития народного хозяйства. В условиях плановой социалистической экономики они имели огромное значение.
Именно благодаря стратегическому планированию и управлению, а также политической системе СССР добился огромных успехов в развитии экономики и области социальной политики.
Успехи послевоенного восстановления страны заставили зарубежные страны с уважением относиться к стратегическому управлению, как в масштабах государства (Япония, Корея, Китай, Франция), так и в масштабах корпораций, компаний и фирм. При этом, еще раз напоминаем, что стратегическое управление сначала связывалось с долгосрочным планированием.
На основании трудов И. Ансоффа, Г. Стейнера, А. Петрова, И. Гуркова выделим контуры стратегического планирования:
- Процесс стратегического планирования – это три последовательных этапа: анализ, целеполагание, выбор стратегии.
- Стратегия предприятия строится по иерархическому принципу, т.е. все структурные подразделения имеют свои стратегии развития, которые скоординированы между собой и входят в базовую стратегию организации.
- Стратегического планирование – непрерывный процесс, который не заканчивается разработкой плана, он может быть скорректирован и даже переформулирован полностью.
Выделяют: стратегические долгосрочные планы – 3–15 лет; среднесрочные – 1–3 года; краткосрочные – до 1 года.
Управленческая стратегия – общая концепция достижения главных целей предприятия, решения сложных проблем и распределение необходимых для этого ресурсов.
Существуют разные понимания стратегии: от того, что стратегия – это четкий план и до того, что стратегия – это просто идея, идеал, некая интуитивная линия поведения. Г. Минцберг в книге «Школы стратегий» предлагает различные трактовки стратегии.
Выделим некоторые из них:
- стратегия – план и система последовательных действий;
- стратегия – позиция, место фирмы, которое она занимает во внешней среде, на рынке относительно возможных конкурентов, позиция, обеспечивающая организации конкурентное преимущество над остальными;
- стратегия – принцип поведения, определенный имидж, единое направление действий компании;
- стратегия – ловкий прием, некая хитрость, при помощи которой отвлекают внимание конкурентов от истинных намерений фирмы;
- стратегия – перспектива, когда фирма ставит перед собой глобальную отдаленную цель, достижение которой в будущем явно отвечает потребностям рынка и позволяет в итоге сформировать превосходный имидж компании.
Стратегия дополняется и конкретизуется тактикой, которая детализирует ее на среднем и низовом уровнях управления. Поэтому стратегия состоит из двух взаимодополняющих сторон: прямая стратегия и косвенная стратегия.
Прямая стратегия – это генеральная, прогнозная линия действий, а косвенная – дополнительная, корректирующая, уточняющая основные направления и мероприятия прямой стратегии.
Как правило, предприятие имеет несколько стратегий:
- генеральная (корпоративная) – отражает глобальную цель предприятия;
- специальные, например стратегия диверсификации;
- функциональные – отражают пути достижения специфических, более краткосрочных целей (финансирования, стратегия маркетинга, переобучение персонала).
Срок осуществления стратегии зависит от ее типа и конкретных условий хозяйствования. В условиях высокой конкуренции, кризисных явлений в экономике стратегии могут разрабатывать на срок от одного года и до пяти лет.
Стратегический менеджмент – система целенаправленных действий высшего руководства предприятия по выбору и разработке долгосрочных, перспективных действий, мероприятий, стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности организации.
Специфика и особенности стратегического управления:
- стратегическое управление чаще всего не бывает волеизъявлением фирмы и ее руководства, стратегии всегда зависимы от внешней среды, и любая из них это вынужденная последовательность действий;
- стратегия во многом зависит от интуиции, творчества и опыта высших руководителей, действия которых должны подкрепляться обязательным привлечением специалистов фирмы;
- оптимальную стратегию чаще всего вырабатывают руководители, которые мыслят не только широко, но и очень рационально и прагматично;
- на стратегическое управление, как и на серьезный маркетинг, необходимо тратить очень большие деньги и иные ресурсы;
- необходимо развитие стратегического мышления среди персонала фирмы, а для этого желательно использовать предпринимательский подход в управлении;
- при определении политики стратегического менеджмента нужно четко определить, в чьих интересах разрабатывается стратегия (в интересах потребителей, с учетом интересов государства, конкурентов, экологии и работников компании).
Завершая вопрос, посвященный сущности, истории, основным понятиям стратегического управления обратимся к системе стратегического менеджмента.
Назовем компоненты системы стратегического управления:
- Стратегическое подразделение организации. Оно должно находиться на высшем уровне менеджмента фирмы и решать вопросы, связанные с перспективным, инновационным развитием предприятия.
- Стратегический анализ. Предполагает использование комплекса методов и моделей анализа внешней и внутренней сред организации.
- Постановка целей организации, осуществляемая на основе данных стратегического анализа. Необходимо сформулировать систему стратегических целей предприятия (видение, миссия, специальные цели, функциональные цели).
- Формулирование базовой стратегии организации и выбор стратегических альтернатив.
- Определение функциональных стратегий организации (стратегия маркетинга, финансовая стратегия, инновационная стратегия, производственная стратегия, социальная стратегия и др.).
- Разработка стратегического плана.
Для того чтобы процесс выбора стратегии оказался успешным, необходимо подходить к нему системно, комплексно, выделяя четкие этапы системы стратегического управления.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу