Сущность, становление и типология личности

Понятия «человек», «индивид», «личность» нередко используются нами как синонимы. Вместе с тем каждое из них имеет свою специфику, что позволяет уточнить научное понимание рассматриваемой проблемы.

Говоря о человеке, мы предполагаем, прежде всего, его природное, биологическое начало, которое, с одной стороны, отличает его от животного мира, а с другой — объединяет с другими представителями Homo sapiens совокупностью общих свойств. Исходя из этого, мы понимаем, что человек — понятие, которое универсально, оно не подлежит какой-либо социальной или исторической типологизации.

Наряду с общими чертами, присущими человеку вообще, каждый из нас обладает своей неповторимостью, специфичностью, набором особых черт и качеств, которые отличают нас. Мы индивидуальны благодаря как природным данным (принадлежность к определенной расе, рост, цвет волос, глаз, дактилоскопический рисунок, темперамент и т. д.), так и приобретенным, в зависимости от исторической эпохи, особенностей общества, этноса.

Интересно
Окружающая нас жизнь полна примеров того, как разные люди по-своему оценивают одни и те же события. У каждого из нас есть не только общие для всех потребности, но есть своя шкала ценностей, свои особенные смыслы и цели деятельности. Таким образом, индивид — это отдельно взятый человек, наделенный неповторимыми индивидуальными качествами.

Говоря о личности, мы, прежде всего, имеем в виду надприродный, культурный, духовный уровень человека, индивида. В некоторой степени он отражает особенности существования и развития духовной сферы общества. Вместе с тем духовный мир личности индивидуален. Он формируется под влиянием индивидуального опыта, знаний, умственных способностей, духовных чувств. Именно они, духовные чувства, трансформируют знания в мировоззрение, которое определяет цели и смысл жизни, ориентирует на активную социокультурную деятельность.

В формировании личности мы, прежде всего, выделяем такой мощный источник инкультурации и социализации, как семья. Безусловно, значительное влияние оказывает определенная социальная среда, ее экономические, политические, духовные особенности, как в общечеловеческом, так и в конкретно общественном измерении.

Спецификой последних десятилетий стало мощное воздействие телекоммуникационных и интернет-технологий на сознание отдельных людей, социальных групп, обществ в национальном масштабе. Совокупность всех этих факторов во многом определяют процесс становления личности, ее особенности. В конечном итоге человек достигает высокой степени своего духовного развития, позволяющего на основе целостности его социально значимых свойств, системы ценностей и норм понимать и оценивать общество, влиять на его развитие, быть объектом и субъектом культуры. Это и есть личность.

Известно выражение, что человеком рождаются, а личностью становятся. В социологии и социальной психологии процесс становления личности получил название социализации. Осваивая общество, его экономические, политические, правовые, этические нормы, правила поведения, иерархию общественных ценностей, человек яснее представляет свое место и роль в обществе, соответствие ему. Но если ограничиться лишь референтной ролью общества, социальной группы, говорить о процессе социализации не представляется возможным.

Необходимым атрибутом личности является активная социальная деятельность человека, выступающего одновременно как объект и как субъект общественного воздействия. Деятельность, постепенное расширение круга социальных отношений, взаимодействий, обогащают внутренний мир человека, позитивно влияют на его сознание, создают необходимые условия осознания самого себя, своей социокультурной принадлежности, роли, которую общество и человек возлагают на него, способности соотносить себя с обществом, социальной группой.

Безусловно, культура, культурное пространство есть понятие всеохватывающее, оно более широкое, чем нам представляется пространство социальное. Вхождение в мир культуры предполагает не только усвоение природных и социальных особенностей общества.

Есть собственно культурный пласт, «взрыхляя» который человек на особом, специфическом человеческом уровне открывает свой культурный мир, частью которого постепенно становится. Он не только постигает мир, общество известными рациональными методами, он постигает культурные смыслы, которыми наполнена жизнь общества.

Это становится возможным лишь с помощью языка, ядра культуры, позволяющего понимать мир культуры, выражать свое отношение к нему, способствовать трансформациям культурных объектов, «настраивать» межкультурные коммуникации, накапливать культурный опыт. Поэтому проблема языка культуры является одной из главных проблем общества, условием его гармоничного и самостоятельного развития.

Современная наука предлагает широкий спектр подходов к типологизации личности. Применительно к культурологии, типология личности строится на таких основаниях, как ценности. Под ними понимаются специфические для данной культуры нормы, формирующие ядро культуры, ее целостность, самобытность, обеспечивающие определенный социальный порядок и одобряемое поведение.

В соответствии с этим критерием выделяются следующие типы личности:

  • традиционалисты — ориентированы на ценности долга, порядка, законопослушания; такой тип личности характеризуется невысокой степенью креативности, новаторства, стремления к самореализации;
  • идеалисты — напротив, критически оценивают существующие традиционные культурные нормы; стремятся привнести в культуру новое, на их взгляд прогрессивное, что позволит добиться как развития культуры, так и самореализации;
  • реалисты — нацеленность на модернизацию, обеспечивающую необходимые условия для развития при обеспечении устойчивости и самобытности культуры;
  • фрустрированный тип личности — низкая самооценка, отсутствие мотивации к саморазвитию, самоактуализации, социальнопсихологическая беспомощность;
  • гедонисты — ценности имеют ярко выраженный материальный, потребительский характер.

Признавая активную творческую деятельность необходимым атрибутом и условием культуры, применима типологизация личности по Э. Шпрангеру, основанная на направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров, культурно обусловленных типов мировоззрения:

  • религиозный тип отличает не только вера в Бога, но и духовное служение, становящееся призванием;
  • теоретический тип нацелен на рациональное познание, а на его основе — преобразование, изменение;
  • социальный тип характерен служением обществу, социальной группе вплоть до самоотречения;
  • политический тип, как правило, не только признает ключевую роль государственной власти в социокультурных преобразованиях, но и сам встраивается в систему политических отношений с целью обрести легальные полномочия для осуществления актуальных, на его взгляд, трансформаций;
  • экономический тип основным условием развития признает эффективную экономическую сферу, являющуюся катализатором социокультурной модернизации;
  • эстетический тип демонстрирует высокую степень индивидуализма в восприятии, оценке и выражении своего отношения к социокультурной действительности.

Степень деятельного отношения к культуре является основанием следующей типологизации:

  • талантливая личность — личность, направленная на внедрение нового, модернизацию каких-либо направлений в отдельно взятом виде деятельности;
  • выдающаяся — личность, добившаяся значимых изменений в определенном виде деятельности;
  • великая — личность, ставшая олицетворением своей эпохи (Н.И.Пирогов);
  • гениальная — личность, чей вклад в развитие культуры имеет вневременной и безграничный характер (Леонардо да Винчи).

Широко используются и другие типологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)