Сущность права и его источники

Право является продуктом общественного развития, который в государстве оформляется как основной регулятор общественных отношений. Иные регуляторы (обычаи, моральные, религиозные и другие неправовые социальные нормы) второстепенны по сравнению с правовым регулированием общественных отношений.

По сравнению с другими социальными регуляторами поведения людей право имеет ряд специфических признаков как особый регулятор общественных отношений. Праву присущи следующие формальные признаки:

  1. Согласованность интересов придает праву общеобязательность и нормативность регулирования. Право есть система регулирования, выражающая общую и индивидуальную волю, учитывающая интересы различных слоев общества в государстве, т. е. оно основано на согласии и компромиссе. Все иные социальные нормы отражают волю и интересы только определенных групп и образований людей.
  2. Общеобязательность права. Право представляет собой единственную систему социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживаю­щего на территории определенного государства. Например, запреты, уста­новленные в нормах закона, обязательны для всех людей без исключения вне зависимости от их социального положения, пола, расы и т. д. Именно через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные социаль­ные нормы обязательны лишь для части населения: например, членов раз­личных общественных организаций, религиозных обществ, трудовых коллективов и т. д.
  3. Нормативность является основополагающим свойством права, придающим ему качество специфического регулятора. Право состоит из правил поведения (норм), которые устанавливают определенные предписания, права и обязанности субъектов. Нормы права, являясь первичными элементами системы права, группируются в более крупные образования права — институты, подотрасли и отрасли (гражданское, уго­ловное, административное право и др.).
  4. Право обеспечивается властью. Нормы права устанавливаются государством в официальных актах, и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Установление норм права осуществляется от его имени органами государственной власти, уполномоченными создавать, изменять или отменять правовые нормы.

Другие виды социальных норм государством не устанавливаются, т. е. они не обладают силой правовых норм. Нормы права содержат официальные веления государственной власти посредством предоставления прав и возложения юридических обязанностей, предписания должного поведения и ус­тановления запрета на совершение определенных действий.

Исполне­ние (реализация) норм права обеспечивается государством, в том числе и методами государственного принуждения, применение которых опирается на силу государственного аппарата.

  1. Праву присуща формальная определенность, которая воплощается в правовых актах (источниках права, например, законе). Именно нормы права, в отличие от иных норм, способны точно, в дета­лях отразить требования, предъявляемые к поведению людей. Право, обладая формальной определенностью, утверждает устойчивый порядок в обществе.

Таким образом, в самом общем виде право можно определить как систему общеобя­зательных норм (правил поведения), установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений в интересах человека, общества и государства.

Источник права понимается как внешняя форма выражения и существования норм права. Система источников права в своей совокупности образует систему законодательства. В то же время закон не всегда тождественен праву.

Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий перечисленным признакам права, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Источникам права присущи обязательность, формальная определен­ность и общеизвестность.

Обязательность означает непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их выполнения со стороны всех субъектов права. Формальная определенность предполагает внешнее выражение, оформление пра­вовых предписаний. Общеизвестность, т. е. доступность для ознакомления с содержанием источников права, предполагает, что правовая норма должна быть официально доведена до сведения субъектов ее исполнения.

Различают следующие основные источники права:

1) нормативный правовой акт;

2) правовой обычай;

3) правовой прецедент.

К источникам права также относятся: общие принципы права, правовая доктрина, нормативный договор.

Под правовым обычаем понимается общеобязательное правило по­ведения, сложившееся в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему оно установилось как устойчивая норма. Правовой обычай соблюдается в силу целесообразности или традиции и обеспе­чивается мерами государственной защиты.

Правовые обычаи прямо не зафиксированы в законодательстве, но использу­ются в гражданском, семейном, земельном и некоторых других отраслях права. Роль правового обычая и сфера его применения невелики. Чем выше нормативная урегулированность какой-либо сферы общественных отношений, тем меньше роль и сфера действия правового обычая.

Под правовым прецедентом понимается решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение, ставшее нормой, эталоном при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Прецедентное право получило свое развитие в ряде зарубежных стран, например в Великобритании и США, где сложилась система правил действия прецедента (англосаксонская правовая семья).

В Российской Федерации юридический прецедент существует в форме прецедента судебного толкования, который, не устанавливая первоначальные нормы, вносит дополнения и исправления в общие нормативные предписания. В то же время особое место занимают решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые обязательны не только для судебной, но и для законодательной и исполнительной властей.

Нормативный договор как источник права представляет собой со­глашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нор­мы. Примерами нормативного договора являются договоры о разграничении полномочий, заключаемые между Российской Федерацией и ее субъектами.

Правовая доктрина, не применяемая в России в качестве источника права, довольно широко используется в государствах англосаксонской правовой семьи и мусульманских государствах, где суд при разрешении конкретного дела может ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их взглядами принимаемые судебные решения. Общие принципы права широко используются в международном праве и процессуальных отраслях права внутри государства.

Среди источников права ведущее место занимает нор­мативный правовой акт. Нормативный правовой акт — это акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера.

Он является наиболее совершенной формой источника права. Нормативным актам присущи такие черты, как наличие общих правил поведения, писаная документальная форма и особый по­рядок издания. Нормативный акт придает правовым нормам юридиче­скую силу.

Нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию, по объему и характеру действия; по издающим их субъектам.

Единая система нормативных правовых актов в Российской Федерации включает в себя:

— федеральные нормативные правовые акты;

— нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

— нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

К федеральным нормативным правовым актам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, имеющие обязательный характер для населения Российской Федерации.

К нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации относятся конституции (основные законы) субъектов Российской Федерации, законы субъ­ектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, имеющие общеобязательный характер для населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления издают нормативные правовые ак­ты по вопросам управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, осуществления охраны обществен­ного порядка, а также по иным вопросам местного значения.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Конституция Российской Федерации (Основной Закон) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

К законам относятся нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые в законодательном порядке представительными органами государственной власти или референдумом, регули­рующие наиболее важные общественные отношения. Законы в своей совокупности образуют законодательство (федеральное и субъектов Российской Федерации).

Федеральное законодательство включает федеральные конституционные законы и феде­ральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а законодательство субъектов Российской Федерации — законы субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы субъектов Российской Федерации — федеральным законам и федеральным конституционным законам.

Законодательный порядок принятия законов включает четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, его обсуждение, принятие закона, его официальное опубликование (обнародование). Неопубликованные законы не применяются.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы при­нимаются как по предметам исключительного ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно Кон­ституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации на­ходятся, например, принятие и изменение Конституции Российской Фе­дерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федера­тивное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; ус­тановление системы федеральных органов законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, порядка их организации и деятельности.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации на федеральном уровне издаются федеральные законы, а на уровне субъектов — законодательные акты субъектов Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, например, за­щита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безо­пасности; режим пограничных зон, вопросы владения, пользования и рас­поряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование.

Законодательные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и ав­тономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В слу­чае противоречия между федеральным законом и нормативным право­вым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Фе­дерации, действует закон субъекта Российской Федерации.

Законы принимаются представительным и законодательным органом государственной власти Российской Федерации, представительными и законодательными органами власти субъектов Российской Федерации либо референдумом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации представи­тельным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Это посто­янно действующий орган, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации вхо­дят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государст­венной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государ­ственная Дума избирается сроком на четыре года.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Рос­сийской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Феде­рации, выступлений руководителей иностранных государств.

Для осу­ществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Фе­дерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Наряду с законами источниками права также являются иные норматив­ные правовые акты Российской Федерации (подзаконные акты), которые издаются Прези­дентом Российской Федерации, федеральными органами исполнитель­ной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации в пределах своей компетенции во исполнение Консти­туции Российской Федерации и законов. При этом данные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, но могут дополнять их и конкретизировать их поло­жения.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются во исполнение его полномочий. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Россий­ской Федерации обязательны для исполнения на всей территории страны, не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

В соответствии с Конституцией и федеральными законами Прези­дент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в раз­личных областях государственной жизни, в том числе военной:

формирование Совета Безопасности Российской Федерации и руководство его деятельностью;

утверждение военной доктрины Россий­ской Федерации;

назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации, введение военного и чрез­вычайного положения и др.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации.

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации предназначены реализовать исполнительную власть в государстве.

В соответствии с Конституцией к полно­мочиям Правительства относится: разработка и представление Го­сударственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполне­ния; обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансо­вой, кредитной и денежной политики, а также принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасно­сти, реализации внешней политики Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др.

В целях реализации своих полномочий на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает нормативные правовые акты в виде постановлений и распоряжений и обеспечивает их исполнение.

В случае противоречия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федераль­ным законам и указам Президента Российской Федерации они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

К подзаконным актам также относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента Российской Федерации. В структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, помимо Прави­тельства Российской Федерации, входят федеральные министерства, го­сударственные комитеты Российской Федерации, федеральные комис­сии России, федеральные службы России, российские агентства, феде­ральные надзоры России, а также иные федеральные органы исполни­тельной власти.

Акты федеральных органов исполнительной власти носят, как правило, внутриведомственный характер, т. е. регулируют деятельность подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Наряду с этим существуют и нормативные акты федеральных органов исполни­тельной власти межведомственного характера, которые регулируют об­щественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общест­ва и являются обязательными для отраслевых органов, а также организаций и граждан.

Нормативные правовые акты издаются в пределах своей компетенции и органами местного са­моуправления (представительными и исполнительными). Такими актами могут быть нормативные решения или постановления по различным вопросам местного характера.

От нормативных правовых актов необходимо отличать акты при­менения права. Актом применения права является официальное решение государственного органа, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

В отличие от нормативных правовых актов акты применения норм права носят индивидуальный характер, регулируют конкретные общест­венные отношения, обращены к конкретным лицам, а их действие рас­пространяется на конкретный случай. Акты применения норм права реализуют предписания законов и иных нормативных правовых актов, выступая необходимым средством выполнения нормативных предпи­саний в конкретных жизненных ситуациях применительно к конкрет­ным субъектам права.

К ним относятся, в частности, индивиду­альные правовые акты (о назначении на воинскую должность, присвое­нии воинского звания, исключении из списков воинской части и др.), судебные решения, акты регистрации гражданского состояния, а также иные акты, направленные на индивидуальное регулирование общест­венных отношений.

По объему и характеру действия нормативные правовые акты подразделяются:

— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия, применяемые только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые акт рассчитан (например, Федеральный конституционный закон «О военном положении» применяется при ведении военных действий, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» — при наступлении чрезвычайных обстоятельств).

В нормативном регулировании общественных отношений основное значение имеет закон. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)