Сущность понятия «педагогика народного художественного творчества»

В настоящее время в практике специального образования широко используется такой термин как педагогика народного художественного творчества. Прежде чем определить сущность понятия «педагогика народного художественного творчества», рассмотрим предмет педагогики как науки.

Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание. Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д.

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, то есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли.

Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. Третья категория педагогики — «образование» — понимается как ценность развивающегося человека и общества, процесс обучения и воспитания человека, как результат последнего как система.

Педагогика рассматривает следующие проблемы:

  • сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;
  • цель воспитания;
  • содержание воспитания;
  • методы воспитания.

Практические задачи педагогики заключаются в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (Ушинский К. Д., «О народности в общественном воспитании» (1857)).

В настоящее время существует множество разнообразных научных методов педагогики. Основными из них являются:

  • педагогическое наблюдение;
  • исследовательская беседа;
  • изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
  • педагогический эксперимент;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Педагогика, как самостоятельная научная дисциплина, не может развиваться, не взаимодействуя с другими науками. Так, например, при разработке педагогической теории важную методологическую роль занимает философия, которая определяет исходные данные при исследовании педагогических процессов.

Психология влияет на решение конкретных вопросов обучения и воспитания, затрагивая вопросы разработки режимов труда и отдыха (особенно возрастная и педагогическая психология, изучающая закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания).

Социология, которая изучает общество как сложный целостный механизм, дает педагогике большой практический материал для логической организации процесса обучения и воспитания.

Народное художественное творчество – это совокупность произведений искусства, на протяжении веков создаваемых и хранимых народом в трех видах:

  • устная, т.е. фольклор;
  • овеществленная, т.е. декоративно – прикладное искусство;
  • художественная самодеятельность.

Таким образом, педагогика народного художественного творчества- это синтез двух областей научного знания (педагогики и искусства) обеспечивающий разработку теории и практики педагогически направленного процесса художественного развития ребенка и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно- творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Сущность педагогики народного художественного творчества состоит в воспитании, обучении и развитии учащихся средствами народного художественного творчества, формировании основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественно- творческой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)