Сущность, особенность и виды интеллектуального продукта

Работа с человеческим капиталом занимает все более и более важное место в деятельности организаций, поскольку на современном рынке труда специалисты имеют значительную свободу выбора среди работодателей.

Управление человеческим капиталом помогает эффективно использовать опыт и знания сотрудников, способствует тому, чтобы они смогли полностью реализовать свой потенциал.

А раз есть спрос, следовательно, подобный труд способен приносить владельцам ощутимый доход.

Для многих физических и юридических лиц создание и продажа интеллектуальной собственности является основным видом деятельности и главным источником дохода.

Что же представляет из себя интеллектуальный продукт (ИП)? В настоящее время общего концептуального представления о том, что такое интеллектуальный продукт, нет, однако можно привести существующие трактовки.

Сущность, особенность и виды интеллектуального продукта

Некоторые отечественные ученые определяют его как продукт исключительно творческого труда, но интеллектуальный продукт нельзя рассматривать только как результат творческой деятельности.

Его можно трактовать и как результат научных исследований высшей школы, и как комплекс мероприятий по оформлению, продвижению и последующей коммерциализации результатов научных исследований.

Другие авторы рассматривают интеллектуальный продукт как результат коллективного труда, а не индивидуального.

Например, даже если интеллектуальный продукт (книга, статья) произведен отдельным человеком, то автор должен осознавать обусловленность и взаимосвязь данного продукта со всей окружающей интеллектуальной и культурной средой.

На результат его труда (интеллектуальный продукт) может распространяться только моральное право авторства, то есть моральная обязанность других безусловной ссылки на автора при цитировании.

Четкого определения не дают и западные ученые. Так, американский ученый и аналитик Томас ДеМарк говорит, что интеллектуальный продукт – понятие намного более широкое, чем товар. Поскольку товар – это изделие, приобретающее товарную форму непосредственно на рынке, а интеллектуальный продукт начинает существовать, когда еще только становится вопрос о его производстве и реализации.

В свою очередь, если обратиться к энциклопедическим источникам, то экономический словарь определяет его как результат духовной, мыслительной и интеллектуальной деятельности. Он включает в себя изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения и творения искусства.

Исходя из этого определения, можно классифицировать интеллектуальный продукт (рис. 5).

Сущность, особенность и виды интеллектуального продукта

Основными поставщиками интеллектуальных продуктов являются предприятия и организации соответствующих отраслей. Однако в связи со всеобщей информатизацией, сфера услуг тоже приобрела способность к производству ИП. Правда, здесь нет производства в его обычном понимании.

Это особенно заметно в сегменте интеллектуальных продуктов, в частности, на примере услуг в секторе IT и секторе консалтинговых услуг для бизнеса.

С позиции институционального подхода интеллектуальный продукт обладает следующими отличительными особенностями:

  • интеллектуальные продукты являются продуктами естественной монополии интеллекта создателей;
  • интеллектуальные продукты не отчуждаются полностью, а заимствуются и поэтому могут быть объектом сразу нескольких сделок;
  • большинство интеллектуальных продуктов состоит из материального носителя и идейной части, которая является объектом правовой защиты.

Интеллектуальные продукты имеют общественную полезность, они воплощают свойство быть предметом для других. Иными словами, это результат интеллектуальной деятельности и, следовательно, собственнику может предоставляться государственная правовая поддержка.

При создании определенного творения его автор получает изначальные исключительные права на дальнейшее распоряжение и пользование плодами своей работы. Благодаря им, он получает возможность использовать свои труды для коммерческих задач и получения прибыли.

Таким образом, можно утверждать, что интеллектуальный продукт является товаром, однако он не будет являться товаром в традиционной форме.

Существует три основных различия интеллектуального продукта и товара:

  • товар – это материальная форма труда частных производителей, а интеллектуальный продукт имеет как материальную, так и нематериальную форму;
  • при использовании интеллектуального продукта сохраняется и увеличивается его полезность, в то время как у традиционного товара она исчезает;
  • в основе стоимости интеллектуального продукта лежат индивидуальные затраты труда, так как продукт интеллекта уникален и индивидуален.

Следовательно, интеллектуальный продукт – это продукт труда, и поэтому выступает как общественно полезный товар, предназначенный для обмена на рынке.

Так как интеллектуальный продукт является стратегическим активом большинства современных предприятий, то без правовой защиты не обойтись.

Необходимость защиты интеллектуальной собственности объясняется следующим.

Во-первых, интеллектуальная собственность устанавливает права и идентифицирует владельца интеллектуальной деятельности, который эксклюзивно может извлечь выгоду и исключить использование и распоряжение ИС другими лицами без необходимой по закону авторизации.

Интересно
Во-вторых, ИС имеет свойство приумножения, роста, аккумуляции доходов путем прохождения всего полного жизненного цикла проекта – от идеи и стратегии до развития продукта и его прототипа, от лицензирования и производства до маркетинга, от привлечения инвестиций до экспорта продукта и франчайзинга и т. д.

При этом важно отметить, что владелец ИС имеет возможность получать доход не только за счет использования целевого объекта ИС, лежащего в основе патента (технологии, товарного знака и пр.), но и за счет переуступки прав ИС третьим лицам (в рамках договора лицензии, франчайзинга и т. д.).

В-третьих, ИС является основным источником возникновения и поддержания доверия, уверенности в компании со стороны ее клиентов и контрагентов, создает имидж и репутацию, способствуя максимизации гудвилла.

В-четвертых, ИС может рассматриваться как самостоятельный инструмент управления стоимостью компании, так как зачастую распространение компанией информации о планируемом запуске производства на основе новой технологии вызывает рост рыночной цены акций.

При определении интеллектуальной собственности необходимо рассматривать это понятие как в юридическом, так и экономическом смысле.

В юридическом аспекте интеллектуальная собственность – исключительное право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, закрепленное за правообладателем посредством системы правовых норм. В экономическом ракурсе определение интеллектуальной собственности сходно с определением собственности вообще. Это имущественные отношения, возникающие по поводу создания и использования результатов интеллектуальной деятельности в сфере производства и потребления.

Следовательно, рынок объектов интеллектуальной собственности (научно-технической продукции) представляет собой сферу экономических отношений между ее владельцами и покупателями, в результате которых происходит обмен платежеспособного спроса на потребительскую ценность посредством передачи прав на интеллектуальную собственность.

Этот рынок во многом определяется техническим потенциалом научных организаций и инновационных предприятий и отличается от других рынков (труда, материальных ресурсов, финансов) следующим:

  • на данном рынке в начале реализации часто отсутствует прямой конкурент (в силу монополии на интеллектуальную собственность);
  • предложение инноваций превышает спрос, но затоваривания не происходит, так как большое количество изобретений и ноу-хау является источником получения новых знаний, новой научно-технической продукции, то есть будущих инноваций.

Рынок интеллектуальной продукции, или инновационных продуктов, характеризуется следующим:

  • данные продукты в сфере обмена отвечают всем признакам товара;
  • национальные рынки инновационных продуктов имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуру, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы;
  • на национальный рынок интеллектуальных продуктов постоянное воздействие оказывают конъюнктурные: общие – циклические колебания и специфические – состояние научно-технического потенциала и производственной сферы, торговых и политических условий реализации объектов инновационной деятельности;
  • мировой рынок инноваций складывается на основе национальных рынков экономически развитых стран.

Необходимо дополнительно выделить специфические черты рынка ИС, которые отличают его от рынка товаров.

Во-первых, это рынок уникальных продуктов, которые в своем конкретном выражении присутствуют на рынке только в единственномэкземпляре.

Во-вторых, каждая сделка по приобретению инновационных продуктов является индивидуальной и нередко уникальной, поэтому требует каждый раз особого подхода к принятию решения как продавцом, так и покупателем.

Он заключается в необходимости всесторонней оценки покупателем научно-технического продукта: его потенциала, возможности использования продукта на своем предприятии, будущих затрат на его реализацию, ожидаемых доходов и т. д.

Для покупателя сделка связана с повышенным риском, поскольку приобретаются, как правило, возможности развития бизнеса. Риск потери возможных доходов есть и для продавца, так как возможна недооценка перспектив созданного интеллектуального продукта.

В-третьих, применяемые варианты сделок по продаже-приобретению инновационных продуктов предусматривают различные объемы прав как продавца, так и покупателя.

В-четвертых, договоры на заключение сделок по продаже-покупке инновационных продуктов содержат ограничивающие условия их использования, такие как срок, территория и объемы.

Основными агентами мирового рынка ИС, который часто называют рынком технологий, являются:

  • индивидуальные изобретатели и мелкие инновационные фирмы – генераторы новых технических идей;
  • крупные промышленные компании, выступающие как продавцами, так и покупателями;
  • посреднические фирмы (большую роль здесь играют патентные поверенные).

В-пятых, цена, которая выплачивается потребителем за купленный инновационный продукт, также индивидуальна. Несмотря на общие подходы, которые уже выработаны практикой, цена конкретного продукта определяется каждый раз самостоятельно для каждого продукта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)